logo
Алгоритм векторного управления состоянием систем различной природы

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АПРИОРНОЙ И АПОСТЕРИОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ

В специальной литературе, особенно зарубежной обрел популярность так называемый метод эксплуатации авиационной техники по состоянию.

Одним из существенных признаков, положенных в основу классификации методов эксплуатации авиационной техники является тип используемой информации. Информация о техническом состоянии, на основе которой определяются моменты проведения и объемы работ по управлению техническим состоянием, включает два компонента:

а) сведения, накопленные до момента выбора правил управления (априорная информация);

б) сведения, полученные в момент выбора таких правил (апостериорная информация).

Если используется только априорная информация, то правила управления техническим состоянием фиксированы по всем своим параметрам (периодичность, объем и т.д.) Именно на основе такого принципа построена планово-предупредительная система эксплуатации.

Учет апостериорной информации позволяет сделать правила управления техническим состоянием авиационных систем более гибкими - в этом случае отдельные их параметры могут быть изменены в зависимости от характера полученной информации. Система эксплуатации, которая использует указанные правила, относится к классу систем эксплуатации по состоянию.

При эксплуатации по состоянию наиболее характерным является случай, когда состояние идентифицируется по результатам анализа совокупности физически измеряемых параметров. Однако такой подход не является единственным. Если взглянуть шире на эксплуатацию авиационной техники по состоянию и характеризовать её наработкой (или календарным временем эксплуатации), исправностью составляющих её частей или техники в целом и значениями измеряемых в процессе эксплуатации параметров. тогда эксплуатацию по состоянию можно строить таким образом, чтобы различные профилактические, регламентные и ремонтные работы назначать в зависимости или от информации о наработке техники, её исправности или от значений контролируемых и измеряемых в процессе эксплуатации параметров.

Если состояние техники характеризуется наработкой и исправностью (неисправностью) составляющих её частей, то модели управления состоянием базируются на теории восстановления. Если же состояние авиационной техники характеризуется измеряемыми параметрами, то для обоснования программ эксплуатации авиационной техники применяется теория управляемых случайных процессов.

Переход к эксплуатации по состоянию связан с решением таких научных проблем как выбор модели системы, определение способов и средств идентификации их состояния, алгоритмов преобразования информации о состоянии к виду, приемлемому для использования в алгоритмах управления, возможность реализации принятых решений и т. п. Центральной из этих проблем является нахождение правил управления техническим состоянием.