Введение
Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную часть учебного времени в курсе школьной математики. Простые преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся уже в начальной школе и в IV-V классах. Но основная нагрузка по формированию умений и навыков выполнения преобразований приходится на школьный курс алгебры. Связано это как с быстрым увеличением числа и разнообразия совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их доказательству и выяснению условий применимости, с выделением и изучением понятий, преобразований. Данная исследовательская работа в области алгебры и начала анализа на тему "Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики".
Большой вклад в разработку данной темы внес математик и механик - Леонард Эйлер. Близкое к современному понимание логарифмирования -- как операции, обратной возведению в степень -- впервые появилось у Валлиса и Иоганна Бернулли, а окончательно было узаконено Эйлером. В книге "Введение в анализ бесконечных" Эйлер дал современные определения показательной и логарифмической функций, привёл разложение их в степенные ряды, особо отметил роль натурального логарифма. Эйлеру принадлежит и заслуга распространения логарифмической функции на комплексную область.
Неслучайно то, что показательная функция играет важную роль в математике, её используют как математическую модель для большого класса процессов в области физики и экономики. Также в нахождении закономерностей этих процессов используется логарифмическая функция. Без изучения этих функций школьный курс математики имел бы меньшую значимость не только в математическом образовании, но и в формировании мышления учащихся, в осуществлении связи обучения математики с жизнью.
Первый раздел данной работы описывает основы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики, так же включает анализ учебников и результатов ЕГЭ 2012-2013 гг. по исследуемой теме, рассматривается непосредственно сама показательная и логарифмическая функции.
Второй раздел включает решение примеров и задач с использованием показательной и логарифмической функций.
Объект исследования: процесс изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики.
Предмет исследования: содержание и методы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики.
Цель исследования: проанализировать содержание и методы обучения, систематизировать задачи по теме материала "Показательная и логарифмическая функции".
На основании объекта и цели исследования следует рассмотреть следующие задачи:
1. провести теоретический анализ школьных учебников, интернет-источников, педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. рассмотреть основные понятия, утверждения, типовые задачи, связанные с показательной и логарифмической функциями в школьном курсе математики;
3. рассмотреть различные методики решения типовых задач;
4. выполнить подбор и систематизацию задач на нахождение и использование показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики.
Теоретическая значимость работы заключается в получении знаний, способствующих изучению различных сторон математических понятий показательной и логарифмической функций.
Практическая значимость исследования определяется тем, что учебные материалы, направлены на повышение уровня знаний понятий при изучении темы "Показательная и логарифмическая функции".
- Введение
- 1. Теоретические основы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики
- 1.1 Анализ учебников
- 1.2 Основные понятия, связанные с понятиями показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики
- 1.3 Анализ результатов ЕГЭ 2012-2013 гг.
- 2. Решение задач с использованием логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- 2.1 Обзор задач и упражнений на решение показательной логарифмической функций в школьном курсе математики
- 2.2 Методика решения типовых задач, связанных с показательной и логарифмической функциями, в школьном курсе математики
- 2.3 Подбор задач на нахождение и использование показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики
- Заключение