logo search
3_группа поддержки и взаимопомощи

Программа «Группа взаимопомощи для беженцев»

Маринцева Н.Н.

заведующая отделением

психологической помощи

ГКУ СО «Калачёвский центр

социальной помощи семье и детям»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

В Калачёвском районе, как и в других районах Волгоградской области, летом 2014 г. находились беженцы из Украины. Специалисты нашего центра участвовали во встрече и поселении семей беженцев в пункте временного размещения. На протяжении первой недели оказывали различную социальную помощь: материальную, психологическую, социально-правовую, социально-медицинскую, бытовую. В течение этого времени мы видели, как происходила адаптация людей, переживающих стресс в связи с утратой привычного круга близких людей, потерей работы, материальных ценностей и т.д. Если в первые 2-3 дня наблюдались эмоциональные взрывы, некоторая дезорганизованность, растерянность, то в дальнейшем, по мере решения первичных бытовых, материальных и медицинских проблем, люди успокаивались.

Психотравмирующие события, сложная социальная ситуация, в которой оказались беженцы, приводит к психологической и социальной дезадаптации, нервно-психическому срыву, росту конфликтности. Очень важной была психологическая поддержка, и практически каждая семья делилась своими переживаниями и опасениями. Все специалисты отмечают, как важно людям выговариваться, обсуждать варианты своего будущего.

Для преодоления неблагоприятных последствий стрессовой ситуации требуется направленная психологическая помощь, и организация группы взаимопомощи является эффективным способом оказания психологической помощи пострадавшим. Объединение беженцев и переселенцев в неформальные группы способствует преодолению кризисной ситуации, решению эмоциональных проблем, профессиональному устройству, культурной ассимиляции при сохранении самобытности. Эти группы оказывают реальную социально-психологическую помощь.

Группы взаимопомощи – это добровольные спонтанно возникающие или организованные с помощью специалистов группы людей, объединенные сходством переживаемых проблем и кризисных жизненных обстоятельств, для совместного решения этих проблем и оказания взаимной помощи и поддержки.

Эти группы отличаются от психокоррекционных или психотерапевтических тем, что они более открыты, у них нет терапевтической программы.

Отличаются они и от общественных организаций: они неформальны, отсутствует стремление к общественно-политической и коммерческой деятельности, они нацелены на внутригрупповое взаимодействие.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что организация группы взаимопомощи для беженцев поможет не только в адаптации к новым условиям жизни, но будет способствовать дельнейшему самоопределению и поискам внутренних и внешних ресурсов участников группы.

ЦЕЛЬ. Оказание комплексной психологической поддержки в осмыслении пережитых травматических событий и выработке ценностно-смысловой ориентации для преодоления трудной жизненной ситуации.

ЗАДАЧИ.

1)  отреагирование и обсуждение прошлого травматического опыта, а также возможного будущего;

2)  минимизация негативного самовосприятия: "это случилось не только со мной";

3)  выработка средств преодоления кризисной ситуации (психо­логических, организационных).

  

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА. Беженцы и временные переселенцы из Украины.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ: беседы на актуальные темы, групповые дискуссии, эмпатическое слушание, упражнения, психотехники аутотренинга.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ.

Занятия группы взаимопомощи проводятся 2 раза в неделю, длительность 1.5 – 2 часа. Минимальное количество занятий – 6-7, максимальное – 12 (в условиях ПВР). На базе социального учреждения группа взаимопомощи может работать в течение года.

Возможность получения длительной и стабильной поддержки является одной из причин эффективности групп самопомощи. Независимо от типа группы и состава участников к процессу ведения групп самопомощи предъявляются следующие требования:

1)  каждый участник группы стремится уважать мнение другого и принимать его чувства;

2)  каждый участник группы имеет право (но не обязан) высказываться и может рассчитывать на то, что будет выслушан со вниманием, хотя не обязательно, чтобы с ним непременно соглашались;

3)  члены группы должны быть уверены в конфиденциальности сообщаемых ими сведений о себе, что дает ощущение безопасности;

4)  члены группы стремятся к совместному обсуждению и решению всех групповых (а при договоренности и внегрупповых) вопросов;

5)  члены группы при пропуске занятий предупреждают ведущего или одного из членов группы. Это важно, чтобы члены группы и лидер были в курсе возможных декомпенсаций участников группы;

6) группа должна быть разнородной: по полу, возрасту (взрослого контингента), социальному положению и другим признакам;

7) участие в группе должно быть свободным и добровольным;

8) группа должна быть нацелена на решение актуальных для переселенцев жизненных проблем, для создания у них достаточной мотивации к объединению и участию в группе.

В этом состоит отличие данного типа групп от психотерапевтических и психокоррекционных групп, которые заняты решением психологических проблем.

Работа в группе подразделяется на три этапа.

Задача 1 этапа: сформировать группу, создать атмосферу группового доверия и сплоченности, организовать эффективную работу в группе.

На первом этапе происходит:

а) знакомство незнакомых членов группы между собой и с делом;

б) обсуждение вопроса о составе группы, ее закрытости или открытости.

Если группа предполагается открытой, то допускается введение новых членов, что является для ситуации вынужденного переселения более адекватным реальной ситуации, можно разработать правила "принятие нового члена";

в) группа ставится в известность о необходимых требованиях к групповой работе, вырабатывает собственные правила;

г) определяются основные цели группы самопомощи: поиск ресурсов и дальнейшее самоопределение.

Второй этап – основной.

Задача 2 этапа: отреагирование и обсуждение прошлого травматического опыта, а также возможного будущего; выработка средств преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе применяются самые разнообразные методы: групповые дискуссии, эмпатическое слушание, обсуждение и анализ ситуаций, упражнения, психотехники аутотренинга. Может быть полезным участие во встречах группы с “опытным” переселенцем, который может поделиться своим личным опытом преодоления возникших у него проблем и информацией по тем или иным вопросам.

Третий этап – завершающий.

Задача 3 этапа: подведение итогов и определение задач на будущее.

Ведущий на этом этапе также должен создавать условия, чтобы члены группы имели возможность встречаться после завершения регламентированных занятий для неформального общения и совместного времяпрепровождения. Члены группы могут обменяться адресами, договориться о традиционных днях встречи. На этом этапе инициатива переходит к самим членам группы, ведущий остается на правах гостя. Группа становится подлинно группой самопомощи, в которой доминируют не вертикальные связи "ведущий – участник", а горизонтальные – "участники – участники", поддержка осуществляется стихийно, без помощи ведущего.

Помещение для занятий в соответствии с задачами группы: просторная комната, стулья, расставленные по кругу.

Оборудование и методический материал: писчая бумага, ручки, карандаши, доска или флипчарт, листы ватмана, маркеры.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Эффективность программы оценивается в ходе ее реализации путем мониторинга изменений в психологическом состоянии участниц группы согласно обратной связи, анализу динамики внутренних и поведенческих изменений.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Снижение негативного эмоционального напряжения благодаря отреагированию и обсуждению прошлого травматического опыта, а также возможного будущего.

Адаптация и психологическая готовность к преодолению трудной жизненной ситуации.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ.

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Знакомство.

Знакомство. Обсуждение правил работы и целей группы. Эмпатийное выслушивание членов группы о пережитых событиях и того, что их беспокоит. Упражнение «Витязь на распутье». Дискуссия. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

2

Витязь на распутье.

Рефлексия. Рефлексия состояния и событий прошедших дней. Продолжение обсуждения упражнения. Обсуждение жизненных перспектив. Поиск ресурсов. Беседы и дискуссии по теме. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

3

Удары и подарки Судьбы

Рефлексия. Рефлексия состояния и событий прошедших дней. Притча о Судьбе. Обсуждение темы белых и чёрных полос в жизни, относительности «белое-чёрное».

4

Удары и подарки Судьбы.

Рефлексия. Рефлексия состояния и событий прошедших дней. Продолжение обсуждения темы относительности. Подведение к поиску ресурсов. Беседы и дискуссии по теме. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

5

Удары и подарки Судьбы.

Рефлексия состояния и событий прошедших дней. Рассказ сказки «Злая судьба». Обсуждение. Рефлексия. Анкетирование

6

Помоги себе сам.

Рефлексия состояния и событий прошедших дней. Обсуждение ресурсов человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Обсуждение по поиску ресурсов, актуальных для участников группы. Рефлексия. Анкетирование

7

Рука помощи.

Рефлексия состояния и событий за прошедшее время: что изменилось в процессе встреч, что осталось прежним, каковы актуальная ситуация и психологическое состояние.

Притча о руке помощи. Обсуждение дальнейшего взаимодействия участников группы. Предложение обмена телефонами для поддержки контактов (по желанию). Раздать всем участникам листовки с адресами и телефонами помощи специалистов, в том числе и руководителя группы (рабочий телефон).

Важно: налаживание сети социальных контактов и продолжение взаимодействия после завершения работы группы.

Итог занятий, пожелания на будущее. Рефлексия. Анкетирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ