Современная математика (конец XIX – XX век)
Развитие математики в XIX веке связано с изучением магнетизма, электричества, теплопроводности. Коренные изменения произошли во всех областях математики. \
Математический анализ
Развита теория уравнений в частных производных.
Разработана теория дифференцирования и интегрирования в комплексной области.
Сложился аппарат разложения функции в тригонометрические ряды.
Алгебра
Абель доказал теорему о том, что общей формулы для решения уравнений выше пятой степени не существует.
Галуа нашел критерий, позволяющий по отношению к каждому конкретному уравнению сказать разрешимо оно или нет. Ответ на этот вопрос основан на понятии группы (Ввел Галуа).
Геометрия
Развитие геометрии связано с попытками доказательства пятого постулата Евклида. Самое большое достижение – создание Лобачевским воображаемой геометрии. Параллельно с ним, и даже немного раньше, такую же геометрию создал Гаусс, но не опубликовал ее. Дальнейший вклад в развитие этой геометрии внесли Пуанкаре, Риман и т.д.
Геометрические методы проникли во все важнейшие области математики. Геометрия стала мощным инструментом познания окружающего нас физического пространства.
В начале XX века на стыке алгебры, геометрии и математического анализа появляются новые разделы математики: функциональный анализ, топология, теория функции, теория информации, кибернетика и др. Другой особенностью является создание компьютеров и необходимсоть создания программного обеспечения для них.
Следующая особенность математики – расцвет прикладной математики.
В XXвеке созданы новые разделы математики:
Теория оптимального управления (эффективное использование природных богатств, людских ресурсов, технических средств)
Выпуклый анализ. Связан с изучением космоса.
Информатика
Криптография – совокупность наук об информационных процессах.
Теория защиты информации;
Теория игр – анализирует конфликтные ситуации при столкновении интересов двух и более сторон.
Математическая статистика;
Поставленные Гильбертом в 1920 году на международном конгрессе математиков 23 проблемы, которые, по его мнению, должны стать главным стимулом развития математики в XX веке. Решение каждой из этих проблем математиками XX века рассматривалось как крупнейшее достижение математики.
- История математики
- Лекция №1
- 8 Ноября 2011 год основные периоды развития математики
- Лекция №2
- 9 Ноября 2011 год предыстория математики
- Эпоха накопления математических знаний
- Лекция №3
- 11 Ноября 2011 год период элементарной математики Древняя Греция
- Лекция №4
- 15 Ноября 2011 год
- Лекция №5
- 17 Ноября 2011 год Развитие математики народов Средней Азии и Ближнего Востока в VII-XVII веках
- Эпоха Возрождения
- Период математики переменных величин Характеристика периода
- Математика в XVII веке
- Современная математика (конец XIX – XX век)