§5. Двойственная задача
Ранее мы рассмотрели конкретную линейную производственную задачу по выпуску четырех видов продукции с использованием трех видов ресурсов по заданным технологиям.
Теперь представим себе, что возникла новая ситуация. Знакомый предприниматель П (Петров), занимающийся производством каких-то других видов продукции, но с использованием трех таких же видов ресурсов, какие имеются у нас, предлагает нам "уступить" по определенным ценам все имеющиеся у нас ресурсы и обещает платить у1 рублей за каждую единицу первого ресурса, у2 руб – второго, у3 руб – третьего. Возникает вопрос: при каких ценах у1, у2, у3 мы можем согласиться с предложением П.
Величины у1, у2, у3 принято называть расчетными, или двойственными, оценками ресурсов. Они прямо зависят от условий, в которых действует наше предприятие.
Напомним, что в нашей задаче технологическая матрица А, вектор объемов ресурсов В и вектор удельной прибыли С имели вид
Для производства единицы продукции первого вида мы должны затратить, как видно из матрицы А, 4 единицы ресурса первого вида, 2 единицы ресурса второго вида и 3 единицы третьего (элементы первого столбца матрицы). В ценах у1, у2, у3 наши затраты составят 4у1 + 2у2 + 3у3, т.е. столько заплатит предприниматель П за все ресурсы, идущие на производство единицы первой продукции. На рынке за единицу первой продукции мы получили бы прибыль 36 руб. Следовательно, мы можем согласиться с предложением П только в том случае, если он заплатит не меньше 4у1 + 2у2 + 3у3 36.
Аналогично, во втором столбце матрицы А указаны затраты различных ресурсов на производство единицы продукции второго вида. В ценах П эти затраты составят 3у1 + 5у2 + у3, а на рынке за единицу продукции второго вида мы получили бы прибыль 14 рублей. Поэтому перед предпринимателем П мы ставим условие 3у1 + 5у2 + у3 14 и т.д. по всем видам продукции.
Учтем, что за все имеющиеся у нас ресурсы нам должны заплатить 208у1 + 107у2 + 181у3 рублей. При поставленных нами условиях предприниматель П будет искать такие значения величин у1, у2, у3, чтобы эта сумма была как можно меньше. Подчеркнем, что здесь речь идет не о ценах, по которым мы когда-то приобретали эти ресурсы, а об этих ценах, которые существенно зависят от применяемых нами технологий, объемов ресурсов и от ситуации на рынке.
Таким образом, проблема определения расчетных оценок ресурсов приводит к задаче линейного программирования: найти вектор двойственных оценок у(у1, y2, y3) минимизирующий общую оценку всех ресурсов f = 208y1 + 107y2 +181y3 (1)
при условии, что по каждому виду продукции суммарная оценка всех ресурсов, затрачиваемых на производство единицы продукции, не меньше прибыли, получаемой от реализации единицы этой продукции 4y1 + 2y2 + 3y3 36
3y1 + 5y2 + y3 14
4y1 + 2y3 25 (2)
5y1 + 2y2 + 5y3 50
причем оценки ресурсов не могут быть отрицательными y10, y20, y30. (3)
Решение полученной задачи легко найти с помощью второй основной теоремы двойственности, согласно которой для оптимальных решений (х1, х2, х3, х4) и (y1, y2, y3) пары двойственных задач необходимо и достаточно выполнение условий
x 1 (4y1 + 2y2 + 3y3 - 36) = 0 y1 (4x1 +3x2 + 4x3 + 5x4 - 208) = 0
x 2 (3y1 + 5y2 + y3 - 14) = 0 y2 (2x1 +5x2 + 2x4 - 107) = 0
x 3 (4y1 + 2y3 - 25) = 0 y3 (3x1 + x2 + 2x3 + 5x4 - 181) = 0 .
x 4(5y1 + 2y2 + 5y3 - 50) = 0
Ранее было найдено, что в решении исходной задачи х1>0, x4>0. Поэтому
4y1 + 2y2 + 3y3 - 36 = 0
5y1 + 2y2 + 5y3 - 50 = 0
Если же учесть, что второй ресурс был избыточным и, согласно той же теореме двойственности, ее двойственная оценка равна нулю у2=0,
то приходим к системе уравнений
4y1 + 3y3 - 36 = 0
5y1 + 5y3 - 50 = 0
откуда следует у1=6, у3=4.
Таким образом, получили двойственные оценки ресурсов у1=6; у2=0; у3=4, (4)
причем общая оценка всех ресурсов равна 1972.
Заметим, что решение (4) содержалось в последней строке последней симплексной таблицы исходной задачи. Важен экономический смысл двойственных оценок. Например, двойственная оценка третьего ресурса у3=4 показывает, что добавление одной единицы третьего ресурса обеспечит прирост прибыли в 4 единицы.
- §1. Цели и задачи курсового проекта
- §2. Задание на курсовОй ПрОект
- §3. Организация выполнения курсовоГо ПрОекта
- §4. Линейная производственная задача
- §5. Двойственная задача
- §6. Задача о "расшивке узких мест производства"
- §7. Транспортная задача линейного программирования
- §8. Динамическое программирование. Распределение капитальных вложений
- §9. Динамическая задача управления производством и 24запасами
- §10. Матричная модель производственной программы предприятия.
- §11. Матричная игра как модель конкуренции и сотрудничества.
- §12. Анализ доходности и риска финансовых операций.
- §13. Задача формирования оптимального портфеля ценных бумаг.
- §14. Принятие решений в условиях неопределенности.
- §15. Математико-статистический анализ данных