1.2 Наука в средние века
На смену рабовладельческому строю пришел феодальный. К этому времени в странах Западной Европы получила распространение христианская религия. Подчиненная нуждам религии схоластика основное внимание уделяла разработкам христианских догматик, но вместе с тем она внесла значительный вклад в развитие мыслительной культуры, в совершенствование искусства теоретических споров, дискуссий. Поскольку в этот период ростки научных знаний растаптывались церковной догматикой, быстрыми темпами развивались ненаучные виды познавательной деятельности: алхимия, астрология, магия, парапсихология. Но в таком развитии были свои преимущества: именно алхимия заложила традиции опытного изучения природных веществ и соединений, тем самым подготовила почву для возникновения химии, астрология стимулировала систематические наблюдения за небесными светилами, содействуя развитию опытной базы для астрономии.
В эпоху средневековья в развитие науки огромный вклад внесли ученые Арабского мира и Средней Азии. В этот период они значительно обогнали Европу в развитии научного знания. Арабские ученые сумели сохранить древнегреческую традицию, обогатив ее в ряде областей знаний. В начале IX века протекала деятельность выдающегося ученого в области матема–тики, создателя алгебры, Беруни, который внес много нового в астрономию, географию, минералогию. Всемирно известен правитель Самарканда Улугбек, который был крупным ученым-астрономом, просвещенным государственным деятелем. Привлекая ученых в Самарканд, он создавал прекрасные условия для их работы: выстроил в началеXVвека грандиозную обсерваторию, которая была оснащена лучшими по тому времени инструментами и оборудованием. Пользуясь ими, самаркандские ученые достигли такой точности в своих наблюдениях, которая еще полтора века оставалась непревзойденной. Самым ценным из трудов были «Звездные таблицы» – каталог, содержащий точные положения на небе 1018 звезд.
В своих научных изысканиях ученые Средней Азии использовали достижения науки не только Древней Греции, но и Индии, где математика, физика, астрономия к IV–VIIIвв. достигли высокого уровня развития. Замечательный индийский мыслитель Брамагупта высказал предположение, что Земля притягивает к себе другие тела. Тем самым он приблизился к мысли о существовании всемирного тяготения, но не смог обосновать этот факт, что спустя 1000 лет сделал Ньютон. Индийский ученый Ариабхата считал, что Земля – шар и вращается вокруг своей оси. Развитию астрономии в Индии способствовали успехи индийской математики. Тогда была создана и распространилась на весь мир десятичная система исчисления, заложены основы тригонометрии. Индийская математика впоследствии оказала большое влияние и на европейскую математику.
Таким образом, развитие науки в средние века подготовило научную базу для крупных открытий Нового времени.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы