1.1 Виды уравнений в школьном курсе математике
уравнение неравенство математика
Понятие «уравнение » относится к важнейшим общематематическим понятиям.
Существуют различные трактовки понятия «уравнение».
И.Я. Виленкин и др. приводит логико - математическое определение уравнения. Пусть на множестве М зафиксирован набор алгебраических операций, х - переменная на М; тогда уравнением на множестве М относительно x называется предикат вида , где и - термы относительно заданных операций, в запись которого входит символ .Аналогично определиться уравнение от двух и более переменных.
Принятые в логики термины «терм» и «предикат» соответствуют такие термины школьной математики как «выражение» и «предложение с переменной». Поэтому наиболее близко к приведенному формальному определению можно считать следующее определение: «Предложение с переменной, имеющий вид равенства между двумя выражениями с этой переменной, называется уравнением». Такое определение приведено в учебнике «Алгебра и начала анализа» А.Н Колмогоров и др. Равенство с переменной называется уравнением. Значение переменной при котором равенство с переменной обращается в верное числовое равенство, называется корнем уравнения.
Часто, особенно в начале систематического курса алгебры, понятие уравнение вводится по средством выделение его из алгебраического метода решения задач. Например, в учебнике Ш.А.Алимова и др. понятие уравнение вводиться на материале текстовой задачи. Переход к понятию уравнения осуществляется на основе анализа некоторых формальных особенностей записи, выражающих содержание данной задачи в алгебраической форме: «Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением». Указываемый способ введения понятия уравнения соответствует еще одному компоненту понятия уравнения - прикладному.
Еще один подход к понятию уравнения получается при составления области определения уравнения и множества его корней. Например, в учебнике Д.К.Фадеева «Буквенное равенство, которое не обязательно превращается в верное числовое равенство при допустимых наборов букв, называется уравнение».
Можно встретить и третий вариант определения, роль которого проявляется при изучения графического метода решения уравнений: «Уравнение - это равенство двух функций».
Среди всех изучаемых в курсе математике типов уравнений В.И. Мишин выделяет сравнительно ограничение количество основных типов. к их числу относится: линейное уравнение с одним неизвестным, систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными, квадратные уравнения, простейшие иррациональные и трансцендентные.
Ю.М.Колягин и др. классифицируют по виду функций, представляющих правую и левую части уравнений:
Уравнение называется:
алгебраическим, если и - алгебраические функции;
трансцендентным, если хотя одним из функций и трансцендентная;
рациональным алгебраическим (или просто рациональным) , если алгебраические функции и рациональные;
иррациональным алгебраическим( или просто иррациональным), если хотя бы одна из алгебраических функций и иррациональная;
целым рациональным, если функция и целые рациональные;
дробным рациональным, если хотя бы одна из рациональных функций и дробная рациональная.
Уравнение , где - многочлен стандартного вида, называется линейным (первой степени), квадратным( во второй степени), кубическим (третьей степени) и вообще - ой степени, если многочлен , имеет соответственно первую, вторую, третью и вообще - ую степень.
В школе изучаются несколько типов уравнений. К их числу относятся: линейные уравнения с одной не известной, квадратные уравнения, иррациональные и трансцендентные уравнения, рациональные уравнения. Эти типы уравнений изучаются с большой тщательностью, для них указывается и доводиться до автоматизма выполнение алгоритма решения, указывается форма, в котором должен записываться ответ.
Виды уравнений и методы решения:
1) Линейное уравнение
Уравнением с одной переменной, называется равенство, содержащее только одну переменную.
Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.
Найти все корни уравнения или доказать, что их нет - это значит решить уравнение.
Пример 1: Решить уравнение .
Решение:
;
;
;
;
;
Ответ:
2) Квадратное уравнение
Квадратное уравнение -- это уравнение вида , где коэффициенты a, b и c - любые действительные числа, причем а?0.
Корнями квадратного уравнения называют такие значения переменной, при которых квадратное уравнение обращается в верное числовое равенство.
Решить квадратное уравнение - значит найти все его корни или установить, что корней нет.
Пример 2: Решить уравнение
Решение:
Данное уравнение можно решить либо через Теорему Виета, либо через дискриминант.
D=9+8=1;
;
=-1;
.
Ответ: х1=-1, х2=-2.
3) Рациональные уравнения
рациональные уравнения - уравнения вида
,
где и многочлены, атак же уравнения вида , где и - рациональные.
Пример 3: Решить уравнение
Решение:
Ответ: .
4) Иррациональные уравнения
Иррациональные уравнения - это уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.
Пример 4: Решить уравнение
Возведем обе части в квадрат:
Ответ: .
5) Показательные и логарифмические уравнения
При решения показательных уравнений используются два основных метода: а) переход от уравнения к уравнению ;б) введения новых переменных. Иногда приходиться применять исскуственные приемы.
Логарифмические уравнения - решаются тремя методами, то есть переход от уравнения к уравнению - следствию ;метод введения новых переменных логарифмирования, то есть переход от уравнения к уравнению .
А так же во многих случаях при решения логарифмического уравнения приходиться использовать свойства логарифма произведения, частного, степени , корня.
1.2 Виды неравенств в школьном курсе
В целом изучение неравенств в школьном курсе математики организовано так же, как и уравнений.
Отметим ряд особенностей изучения неравенств.
1. Как и в случае уравнений отсутствует теория равносильности неравенств. Учащимся предлагаются её незначительные фрагменты, приведённые в содержании учебного материала.
2. Большинство приёмов решения неравенств состоит в переходе от данного неравенства a>b к уравнению а=b и последующем переходе от найденных корней уравнения к множеству решений исходного неравенства. Например, такая ситуация возникает при решении рациональных неравенств методом интервалов, при решении простейших тригонометрических неравенств.
3. В изучении неравенств большую роль играют наглядно - графические средства.
Два выражения (числовые или буквенные), соединённые одним из знаков: «больше» (>), «меньше» (<), «больше или равно» (?), «меньше или равно» (?) образуют неравенство (числовое или буквенное). Любое справедливое неравенство называется тождественным.
В зависимости от знака неравенства мы имеем либо строгие неравенства ( > , < ), либо нестроги ( ? , ? ).
Буквенные величины, входящие в неравенство, могут быть как известными, так и неизвестными.
Решить неравенство - это найти границы, внутри которых должны находиться неизвестные, так чтобы неравенство было тождественным.
Основные свойства неравенств:
1. Если a < b, то b > a; или если a > b, то b < a .
2. Если a > b, то a + c > b + c; или если a < b, то a + c < b + c. То есть, можно прибавлять (вычитать) одно и то же число к обеим частям неравенства.
3. Если a > b и c > d, то a + c > b + d . То есть, неравенства одного смысла (с одинаковым знаком > или < ) можно почленно складывать.
4. Если a > b и c < d, то a - c > b - d . Или, если a < b и c > d, то a - c < b - d . То есть, неравенства противоположного смысла можно почленно вычитать одно из другого, и брать знак неравенства, являющегося уменьшаемым.
5. Если a > b и m > 0, то ma > mb и a/m > b/m . То есть, обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число. Неравенство при этом сохраняет свой знак.
6. Если a > b и m < 0, то ma < mb и a/m < b/m . То есть, обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число. Неравенство при этом меняет свой знак на обратный.
Неравенства, содержащие неизвестные величины, подразделяются на:
ѕ алгебраические;
ѕ трансцендентные;
Алгебраические неравенства подразделяются на неравенства первой, второй, и т. д. степени.
Пример:
Неравенство -- алгебраическое, первой степени.
Неравенство -- алгебраическое, второй степени.
Неравенство -- трансцендентное.
Виды неравенства и способы их решения:
1)Линейные неравенства
Пример 5: Решить неравенство
Решение:
Ответ: x<-2.
2) Квадратные неравенства
Пример 6: Решить неравенство х2> 4
Решение:
х2> 4
(х - 2)•(х + 2) > 0.
Решаем методом интервалов.
Рис. 1
Ответ:
3) Рациональные неравенства
Пример 7: Найти все целые значения, удовлетворяющие неравенству
Решение:
0;
Методом интервалов:
Рис. 2
Решение неравенства:
Целые числа, принадлежащие интервалу: -6;-5;-4;1.
Ответ:-6;-5;-4;1.
4) Иррациональные неравенства
Начинать решение иррациональных неравенств нужно с нахождения области определения.
Пример 8: Решить неравенство
Решение:
Область определения:
Так как арифметический корень не может быть отрицательным числом, то
-2?x<7.
Ответ: [-2;7)/
5) Показательные, логарифмические неравенства
Пример 9: Решите неравенство ..
Решение:
x
Ответ: x
Пример 10: Решите неравенство .
Решение:
;
+5x+1>1;
+5x>0;
x(2x+5)>0.
Ответ:.
- Введение
- 1. Теоретические основы линий уравнений и неравенств в школьном курсе математики
- 1.1 Виды уравнений в школьном курсе математике
- 1.3 Особенности решения уравнения с параметрами
- 1.4 Особенности решения неравенства с параметрами
- 2. Методические рекомендации к решению уравнений и неравенств с параметрами
- Заключение
- «Методика формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал анализа»
- 3.1. Методика формирования умений у учащихся решать тригонометрические неравенства
- Основные умения, необходимые при решении тригонометрических уравнений и неравенств
- Методика формирования у учащихся умения решать тригонометрические уравнения
- 33. Методика изучения неравенств в базовой школе.
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- 1.2. Цели преподавания и содержание курса алгебры основной школы
- 1. Общая характеристика развивающих подходов к построению курса математики начальной и основной школы в системе л.В. Занкова
- Уравнения и неравенства