Проектирование уроков математики по теме "Нумерация" с использованием современных средств обучения

дипломная работа

Введение

Математика в общеобразовательном и воспитательном отношении является одним из важных учебных предметов в начальных классах общеобразовательной школы.

Успешность изучения математики в 1 и в последующих классах в значительной мере зависит от качества усвоения детьми нумерации и арифметических действий в пределах 10. В этой работе мы рассмотрим именно концентр десяток. Потому что: во-первых, счет до 10 - основа всего дальнейшего счета, так как счет десятками от первого десятка до 10 десятков или счет сотнями до 10 сотен и другими разрядными единицами проводится так же, как счет простых единиц. Во-вторых, без твердого знания таблицы сложения чисел в пределах 10 невозможно производить действия над многозначными числами. Вместе с тем контрольные работы и анализ посещенных уроков показывает слабые стороны усвоения первоклассниками нумерации чисел первого десятка. Около 12% первоклассников сразу не овладевают сознательным счетом в пределах 10. Их умение ограничивается механическим счетом, причем, иногда оказывается, что в механическом счете они недостаточно сильны, т.е., не всегда умеют называть числа в последовательности натурального ряда.

Особенности механического счета выражаются и в том, что ученик, произнося слово "три", часто не умеет указать на третий предмет, т.е. не умеет соотнести каждое слово словесного числового ряда к одному и только одному из пересчитываемых предметов. Многие упущения в знаниях и умениях первоклассников объясняются и недостатками в учебном процессе и методическими просчетами учителя. Очевидно, не полностью используются возможности небольшого, но очень важного подготовительного этапа (первые шесть уроков). Научить детей сознательному счету, заставляя их просто твердить на память числовой ряд, разумеется, невозможно. Необходимо использовать различные методы и приемы, делать урок более занимательным, так как детям, только начинающим учиться, еще не привычно просто сидеть и слушать учителя, повторять за ним. Ребенок на уроке должен быть активнее.

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения. Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Все это свидетельствует об актуальности темы.

Объект исследования - процесс изучения "Нумерация" на уроках математики в начальной школе. Предмет исследования - проектирование уроков математики по теме "Нумерация" с использованием современных средств обучения (ССО).

Цели исследования:

- анализ теоретических и методических основ изучения нумерации чисел первого десятка и проектирование серий уроков.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятия, лежащие в основе методики изучения нумерации чисел первого десятка;

- раскрыть методику изучения нумерации чисел в пределах десяти в методической системе "Школа России";

- спроектировать уроки по изучению нумерации чисел первого десятка в методической системе "Школа России".

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

- изучение теории по теме "десятичная система счисления" - изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме;

- изучение материалов ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.))

- изучение и анализ действующих программ и учебников по математике для начальной школы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что представленные в работе методы и приемы, направленные на развитие логического и пространственного мышления, методические рекомендации, конспекты уроков могут быть полезны практикующему учителю и студенту-практиканту, способствуют формированию и развитию знаний, умений и навыков у учащихся.

Использование новых информационных технологий на уроках дает преимущества перед традиционной системой обучения в следующем:

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного увеличивается;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

- от непроизвольного внимания происходит переход к развитию произвольного внимания.

Применение современных средств обучения в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала и проводить уроки на качественно новом уровне, меняет роль учителя. Мультимедиа технология - это конкретная технология развивающего обучения.

Делись добром ;)