Статистический анализ платежного кризиса и несостоятельности российских предприятий

курсовая работа

1.2. Стратегии нахождения мер противодействия

Потрясения, обусловленные массовыми неплатежами, прочно вышли на первое место в ряду острейших проблем российской экономики. Резкий рост цен за годы реформ привел к обесценению денежных оборотных средств предприятий, а также их амортизационных фондов.

Предлагаемые меры по преодолению платежного кризиса можно разделить на:

1) неотложные, которые могут быть реализованы сравнительно быстро и смягчить нынешнюю ситуацию с неплатежами;

2) стратегические, способные оздоровить положение российской экономики в целом.

К первой группе мер относятся следующие.

1. Проведение всеобщего зачета платежей и применение к должникам процедур, исключающих их пребывание на товарном рынке как низкорентабельных и убыточных.

2. Вексельное обращение (включая учет и переучет векселей предприятий банками) которое в состоянии смягчить дефицит платежных средств и частично заменить деньги средствами ограниченной ликвидности.

3. Создание постоянно действующего механизма проведения взаимозачетов предприятий в виде зачетных палат, в том числе использование процедур клирингового зачета на региональном и межрегиональном уровнях.

Предлагаемые меры призваны смягчить нынешнюю ситуацию в экономике России.

Стратегические же направления оздоровления денежно-финансовой ситуации в российской экономике видятся так.

1. Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых пропорций, которые сделают финансирование реального сектора экономики не более рискованным и не менее выгодным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций и игра на валютно-финансовых рынках.

2. Жестко контролируемое отнесение основной массы эмиссии Центробанка на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений - на инвестиции и государственную поддержку ценовых паритетов.

3. Совершенствование законодательства о предприятиях и акционерных обществах, обеспечивающее эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны наблюдательного совета (совета директоров) с учетом соответствующего опыта развитых стран.

4. Достижение в России инвестиционного оживления - важнейшего фактора преодоления кризиса и прекращения спада производства. Один из принципиальных аспектов реализации такой цели - удержание капитала в стране, пресечение его по сути бесконтрольного вывоза за границу. При инвестиционном голоде в нашей стране мощный поток капиталов сейчас устремляется за ее пределы. В данной связи требуется активное государственное вмешательство, причем свободное от упований на всемогущество процентных ставок: если удерживать капитал только с их помощью, они станут настолько высоки, что вызовут не рост, а полный крах инвестирования.

5. Необходимость введения в действие неиспользованных крупных финансовых резервов государства и национального дохода. Речь идет о том, чтобы устранить чистые национальные потери в размерах более 10% валового внутреннего продукта, приходящиеся на положительное сальдо внешнеторгового баланса - утечку капитала и утечку природных ресурсов

6. Окончательное решение проблем финансирования предприятий после ликвидации системы взаимных кредитов и списания взаимных долгов достижимо на основе создания частных кредитных рынков, базируемых на восстановлении сбережений населения и возобновления их текущего потока.

Следовательно, главным направлением деятельности при преодолении кризиса платежей должны стать меры макроэкономического характера, направленные на расширение емкости внутреннего рынка, создание практически новой сбытовой системы, позволяющей промышленным предприятиям, а не торгово-посредническим организациям получать большую часть доходов от реализации продукции на создание условий для сдерживания роста издержек производства и пополнения оборотных средств.

Возникновение системы взаимных неплатежей, охватившей многие отрасли промышленности, предприятия, банки и другие субъекты экономической деятельности, является характерной особенностью современного состояния экономики России. Основное содержание различных систем взаимных неплатежей составляют просроченные дебиторские задолженности. Сложность проблемы заключается в том, что ее пространственно-временная сущность не позволяет использовать широко известные традиционные экономико-математические модели для анализа и решения. Многие известные макро- и микроэкономические модели ориентированы, как правило, на стабильно протекающие финансово-экономические процессы.

Решение проблемы неплатежей состоит из двух взаимосвязанных этапов:

1. выбор характерной структуры взаимных неплатежей, обеспечивающей экономически эффективный способ их погашения;

2. формирование наиболее эффективного способа погашения взаимных задолженностей.

Рассмотрим механизм клиринговых расчетов на примере вертикально интегрированной компании ОАО «Газпром», позволяющий рационализировать ее взаиморасчеты с предприятиями, связанными с газовой промышленностью.

Современные взаимоотношения между предприятиями ОАО «Газпром», предприятиями реального сектора и связанными с ними финансовыми структурами очень разветвленные, деньги зачастую должны пройти через десятки счетов, чтобы завершился полный цикл расчетов. Обслуживание такой цепочки занимает до нескольких месяцев, и все это время деньги находятся не в производственной сфере, а в банковской системе .

Это происходит по той причине, что у предприятий, как правило, нет оборотных средств, достаточных для оплаты своего долга. Чтобы произвести платеж предприятие должно дождаться, когда какой-либо из его должников оплатит свой долг.

В свою очередь такие финансовые переплетения в несколько раз увеличивают время прохождения платежей и ведут к еще большему увеличению кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий, так как в результате свободные оборотные средства предприятий быстро исчерпаются и предприятия не смогут более выплачивать свои долги.

Очевидно, чем быстрее проходят платежи, тем меньше опасность кризиса платежей. Следовательно, хорошее решение проблемы взаимозачета долгов, причем качественно отличное от имевших место ранее, является первоочередной задачей, позволяющей перераспределять финансовые средства предприятий от обслуживания долга - на производство продукции.

При реализации даже небольшого зачета требуется масса отдельных договоров, согласований и прочих документов. При этом разработанные схемы зачетов далеко не всегда являются эффективными. Причина в отсутствии полной информации и большом количестве фирм-посредников, участвующих в зачетных схемах.

Решением этой проблемы должно стать создание Клирингового центра ОАО «Газпром», основными задачами которого будут являться:

1. ускорение и оптимизация расчетов за поставленный газ с дебиторами ОАО «Газпром»;

2. увеличение оборачиваемости собственных средств предприятий ОАО «Газпром»;

3. рационализация использования временно свободных ресурсов банков, способствующих проведению клиринговых расчетов, в том числе на кредитование оборотных средств предприятий;

4. сокращение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ОАО «Газпром».

Решению задачи будет способствовать межбанковский клиринг, как система безналичных расчетов, основанная на зачете встречных требований и обязательств участников расчетов, которые в результате зачета погашаются и завершаются платежами на разницу между суммой обязательств и (или) требований.

Любой вертикально интегрированной компании, в том числе ОАО «Газпром», необходим постоянный мониторинг финансовой деятельности своих предприятий, а также иных подконтрольных предприятий, в частности мониторинг осуществляемых ими платежей.

Мониторинг платежей в режиме реального времени, управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятий ОАО «Газпром» должно осуществляться Клиринговым центром ОАО «Газпром».

Клиринговый центр должен осуществлять следующие информационно-управляющие и финансовые функции:

1. сбор, обработку и оперативное представление информации о движении финансовых потоков;

2. взаимозачет платежей участников расчетов на клиринговой основе и оптимизацию налоговых отчислений;

3. консолидацию финансовых ресурсов и контроль за их целевым использованием;

4. оперативный контроль за денежными оборотами подведомственных предприятий;

5. управление дебиторской и кредиторской задолженностью подведомственных предприятий;

Клиринговый центр ОАО «Газпром» должен осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, участвующих в зачетных схемах с предприятиями ОАО «Газпром». При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности будут выявлены предприятия - потенциальные банкроты в связи с большим объемом дебиторской задолженности, а, следовательно, и с возрастающим уровнем кредиторской задолженности. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности показывает, что трудности предприятия связаны с единственным фактором - неплатежами дебиторов данного предприятия, то в этом случае предприятие может быть прокредитовано КБ «Газпромбанк», либо другим банком в залог акций (или иной доли участия в деятельности предприятия). При этом если дебиторы предприятия участвуют в клиринговых расчетах, проводимых Клиринговым центром ОАО «Газпром», то задолженность предприятия может быть погашена и предприятие превращается из потенциального банкрота в финансово-устойчивое предприятие. При многократном проведении расчетов предприятие может быть выведено в инвестиционно привлекательное для ОАО «Газпром». Если такая ситуация будет выявлена при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то вопрос о кредитовании может быть заменен на вопрос о покупке акций (или иной доли участия в деятельности предприятия).

Схемы кредитования или приобретения доли участия в деятельности предприятий определяются Клиринговым центром ОАО «Газпром» в ходе осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Описанная технология работы Клирингового центра ОАО «Газпром» выгодна всем перечисленным ниже участникам расчетов:

1. Администрации ОАО «Газпром», так как кроме указанных выше преимуществ она получает возможность:

· снизить управленческие затраты на сбор и обработку данных о движении финансовых потоков в компании;

· оперативно получать аналитические формы и формы отчетности, необходимые для проведения управленческого учета, планирования и прогнозирования движения финансовых потоков в компании;

2. упорядочить оборот денежных средств в компании и уменьшить за счет этого текущие расходы.

3. Предприятиям ОАО «Газпром», так как позволяет им уменьшить задолженность и ускорить получение денежных средств (им выгодно предоставлять в Клиринговый центр ОАО «Газпром» информацию обо всех платежах, в том числе планируемых, поскольку в системе клиринга они могут пройти даже при отсутствии средств на счете из-за наличия встречных платежей).

4. Банкам, участвующих в клиринговых расчетах, в том числе КБ «Газпромбанк», поскольку они получают возможность:

· ускорить прохождение платежей своих клиентов;

· создать центр межфилиальных расчетов.

Таким образом, для организации проведения указанных выше процедур необходимо, чтобы все предприятия ОАО «Газпром» и предприятия реального сектора, участвующие в поставках продукции предприятиям ОАО «Газпром», стали участниками Клирингового центра ОАО «Газпром», а также у всех предприятий должны быть открыты счета в КБ «Газпромбанк», который выступит в качестве оператора проведения предлагаемых зачетных схем.

Пока очень немногие российские промышленные предприятия умеют обеспечить финансирование своих активов по приемлемым ценам, большинство же финансируют деятельность тем, что попадется под руку, не задумываясь о возможных последствиях. А все в условиях рынка имеет цену и задержка выплаты налогов (самое дорогое финансирование), и кредиты поставщиков (поставки с отсрочкой платежа), и собственный капитал. и. тем более, банковские кредиты. Даже задержка выплаты зарплаты. И это далеко не самое дешевое финансирование, хотя как бы и бесплатное. Ведь задержка зарплаты - это потеря самого квалифицированного персонала. Но, к сожалению. далеко не все руководители российских предприятий согласны с тем. что квалифицированный персонал - это самый ценный и самый дорогой ресурс в предпринимательстве. Незаменимых людей нет (!) - говорят они и быстро теряют производственную и технологическую культуру, а вместе с ней и конкурентоспособность Культура в данном контексте - это не чистота в цехе, а система ценностей, общепринятых принципов и правил поведения, преемственности опыта, навыков и умений.

.

Вторая особенность российских условий в том, что сегодня большинство руководителей промышленных предприятий воспринимают инвестиции со стороны как бесплатные или дешевые деньги для насущных нужд и немного по целевому назначению. Переход к рыночному распределению ресурсов с использованием для этого, главным образом, нерегулируемых цен при высоко концентрированном производстве привел к закономерной инфляции. Структурные изменения в потреблении сделали ненужными почти 50% производственных мощностей. А борьба с инфляцией исключительно монетарными методами сделала проблему платежей для многих предприятий почти неразрешимой. Просто нет платежных средств. Следствием этого явилась почти полная потеря промышленными предприятиями собственных оборотных средств. Это стало главной проблемой. Практически все руководители пытаются решать эту проблему известными им старыми способами: поиском денег, где угодно и независимо от их цены и условий привлечения. Очень немногие из них рассматривают возможность радикального пересмотра способов ведения бизнеса, целенаправленного снижения затрат и увеличения продаж [9]. Следовательно, инвестиции со стороны воспринимаются как способ профинансировать то, что есть, а по существу, они нужны для содержания огромного излишнего производственного аппарата и крайне неэффективной социальной сферы. Собственные скудные инвестиционные ресурсы почти полностью уже направлены на эти цели. Никто из руководителей серьезно не задумывается над проблемой возврата денег, а следовательно, по поводу эффективности их использования или возможности получения дохода от капиталовложений. Риски инвестирования в этих условиях многократно возрастают, но почти непреодолимыми их делает специфическая структура распределения акционерной собственности на промышленных предприятиях, полученная в наследство от принятых схем приватизации.

Делись добром ;)