Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество! Программа групповых занятий для родителей детей раннего возраста «Пирамидка»
(в рамках технологии «Активная поддержка родителей»).
Воронова И.В., педагог-психолог
ГКУ СО «Волгоградский областной центр
социальной помощи семье и детям «Семья»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
Из опыта работы по программе «Тренинг эффективности родителей» родители признают, что большинство проблем, возникающих при общении, взаимодействии с детьми (в возрасте от 3 до 12 лет), появились в период более раннего возраста. Поэтому родители указывают на необходимость формирования умений взаимодействовать с ребенком еще на ранних этапах его развития.
О родителях ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет можно сказать, что они адаптировались к родительской роли, если не сталкивались с серьезными проблемами в период младенчества. Однако психологические новообразования и умения ребенка развиваются очень быстро, ставя перед родителями очередные, ранее не знакомые им задачи. Родители должны охватить очень большой диапазон взаимодействий: от четкой установки границ (которые ребенок «проверяет на прочность» в ходе кризисов) до спонтанной совместной игры. Это требует от родителей не только знаний и навыков, но и значительных эмоциональных ресурсов.
Групповая работа является одним из самых эффективных средств развития самосознания и выработки индивидуального стиля взаимодействия родителя с ребенком. Групповые формы работы дают возможность снять у матери/отца ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, помогают уменьшить тревожность, дают обратную связь со стороны психолога, воспитателя, других родителей.
Важной частью занятий является совместная игра родителя и ребенка. В период от 1 года до 3 лет ведущей у ребенка является предметно-манипулятивная деятельность, из которой рождается процессуальная игра (а в будущем - и сюжетно-ролевая). В процессуальной игре ребенок повторяет действия, которые регулярно наблюдает вокруг себя и в которых участвует. К трем годам ему предстоит научиться, вместо реалистичных игрушек, использовать предметы-заместители, называть отсутствующие предметы словами, а также проявлять инициативу в игре и использовать воображение.
На втором году жизни круг игрушек, которыми играет ребенок, расширяется, возникает перенос действий, с одного предмета на другие, похожие на него. Все больше растет интерес ребенка к сюжетным игрушкам, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш играет не только по инициативе взрослых, но и по собственному желанию. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (поит куклу из чашки, но не может «угостить» ее конфетой, которой нет среди игрушек).
Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Чтобы ребенок испытывал устойчивый интерес к игре, варьировал игрушки и игровые действия, использовал воображаемые предметы и предметы-заместители, нужна вовлеченная поддержка со стороны взрослого.
На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего рассвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится более самостоятельной. На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов.
Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. В ходе игровых действий (а также творчества) у ребенка формируются сенсорные эталоны: понятия формы, цвета, размера, однако родителям важно помнить, что к «серьезному обучению» он еще не готов.
Цель: овладение родителями детей раннего возраста эффективными моделями взаимоотношений с ребенком, поддержка родителей на ранней стадии взаимодействия с ребёнком.
Задачи:
- предложить родителям продуктивные модели построения взаимоотношений с детьми и обучить их различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели;
- поддержать родителей в их родительской роли;
- способствовать установлению в семье атмосферы доверия, взаимного уважения и сотрудничества;
- повысить уровень педагогической и психологической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка, детско-родительских отношениях и коммуникациях;
- создать условия для расширения сети социальных контактов на позициях сотрудничества и взаимопомощи.
Участники тренинга:
- родители, имеющие детей в возрасте от 1 года до 3 лет;
- дети в возрасте от 1 года до 3 лет.
Режим работы тренинга:
тренинг состоит из 5 занятий (3 теоретических, 2 практических) длительностью 2 часа, два раза в неделю.
Время проведения:
- с родителями - с 13:00 до 15:00;
- совместные занятия родителей и детей - с 10:00 до 12:00.
Количество участников: 10-15 родителей; 10-15 детей.
Методы и техники работы: беседы, упражнения, ролевые игры, моделирование ситуаций, техники игровой терапии, элементы методики Марте Мео, домашние задания и их проверка.
Направления работы
Основными направлениями работы с семьями, имеющими ребенка раннего возраста, являются:
-осознание родительских установок, позиций, отношений и их коррекция;
-развитие навыков совместной деятельности, обучение родителей играм, развивающим методикам.
Сроки реализации:
2012 год – 1-я группа март-апрель, 2-я группа май-июнь, 3-я группа октябрь-ноябрь.
- Группы поддержки и взаимопомощи: опыт специалистов.
- Содержание
- Программа Клуб общения для родителей и детей (группа раннего развития) «Непоседы» (в рамках технологии «Активная поддержка родителей»)
- План мероприятий, реализуемых в рамках программы:
- Тематический план занятий группы раннего развития «Непоседы» январь-май 2014год
- Анкета-опросник для родителей
- Какого рода информацию о воспитании ребёнка Вы хотели бы получить:
- Укажите, кто из ближайшего окружения ребенка принимает участие в его воспитании:
- Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
- Анкета обратной связи группы раннего развития «Непоседы»
- Спасибо!
- Итоговая анкета-опросник для родителей
- Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество! Программа групповых занятий для родителей детей раннего возраста «Пирамидка»
- План мероприятий, реализуемых в рамках программы:
- Тематический план («Пирамидка»)
- Программа группового психологического консультирования родителей подростков «Семейное воспитание»
- Программа группы взаимопомощи для женщин, находящихся в кризисных ситуациях
- Программа «Группа взаимопомощи для беженцев»
- Притчи о помощи, ресурсах, жизни и судьбе. Спасти одну звезду.
- Следы на песке.
- Всё в твоих руках.
- Зов о помощи.
- Протяни свою руку.
- Колодец.
- Что начертано судьбой.
- Вопрос о судьбе.
- Притча о болоте.
- Прошлое, настоящее и будущее.