3.2. Решение транспортной задачи методом потенциалов.
Первое базисное решение полученной задачи построим в виде первой транспортной таблицы, строки которой соответствуют пунктам производства (в заголовках строк указываются запасы продуктов в каждом из пунктов производства), а столбцы соответствуют пунктам потребления (в заголовках столбцов указываются запросы каждого пункта потребления). В клетки транспортной таблицы заносятся поставки продукта, перевозимого от соответствующего поставщика к соответствующему потребителю. Кроме того, в правом верхнем углу каждой клетки указывается стоимость перевозки единицы продукта от соответствующего поставщика к соответствующему потребителю.
Транспортная таблица строится по правилу северо-западного угла, в соответствии с которым заполнение транспортной таблицы начинается с левой верхней клетки и состоит из однотипных шагов, на каждом из которых исключается один пункт потребления или один пункт производства в зависимости от соотношения остатка продукта в соответствующем пункте производства или остатка запроса в соответствующем пункте потребления
Следует иметь в виду, что по любой транспортной таблице можно восстановить предпочитаемый эквивалент системы уравнений 3) – 4), а в таблице записаны лишь правые части уравнений, причем номер клетки показывает, какая неизвестная в соответствующем уравнении является базисной. Так как в системе 3) – 4) ровно (m + n – 1) линейно независимых уравнений, то в любой транспортной таблице должно быть m + n – 1 занятых клеток.
Потребление Производство | b1 =38 | b2 =42 | b3 =28 | b4 =41 | b’5 =9 |
| |||||
a1 =60 | 38 | 3 | 22 | 2 |
| 4 |
| 3 |
| 0 | p1 =0 |
|
|
|
|
| |||||||
a2 =50 |
| 5 | 20 | 3 | 28 | 1 | 2 – | 4 | * + | 0 | p2 =1 |
|
|
|
|
| |||||||
a3 =48 |
| 4 |
| 3 |
| 6 | 39 + | 1 | 9 – | 0 | p3 =-2 |
|
|
|
|
| |||||||
| q1 =3 | q2 =2 | q3 =0 | q4 =3 | q5 =2 |
|
Решаем транспортную задачу методом потенциалов, в соответствии с которым каждому пункту производства ставится в соответствие потенциал pi, а каждому пункту потребления – потенциал qj.
Обозначим через μ (p1, p2, p3, q1, q2, q3, q4) вектор симплексных множителей или потенциалов.
Каждой клетке транспортной таблицы соответствует некоторая оценка:
ij = pi + qj - cij i = 1, 2, 3; j = 1, 2, 3, 4
Один из потенциалов можно выбрать произвольно, так как в системе уравнений 3) – 4)одно уравнение линейно зависит от остальных.
Положим, что p1 = 0
Остальные потенциалы находим из условия, что для базисных клеток ij = 0:
11= 0,p1+q1-c11= 0, 0 +q1 - 3 = 0,q1 = 3
12= 0,p1+q2-c12= 0, 0 +q2-2 = 0,q2 = 2
22= 0,p2+q2-c22= 0, р2 + 2 - 3 = 0, р2 = 1
23 = 0, p2 + q3 – c23 = 0, 1 + q3 - 1 = 0, q3 = 0
24 = 0, p2 + q4 – c24 = 0, 1 + q4 - 4 = 0, q4 = 3
34 = 0, p3 + q4 – c34 = 0, р3 + 3 - 1 = 0, р3 = - 2
35= 0,p3+q5–c35= 0, -2 +q5 - 0 = 0,q5 = 2
Вычисляем оценки всех свободных клеток вычисляем по формулеij = pi + qj - cij:
13 = p1 + q3 - c13 = 0 + 0 - 4 = - 4
14 = p1 + q4 - c14 = 0 + 3 - 3 = 0
15 = p1 + q5 – c15 = 0 + 2 - 0 = 2
21 = p2 + q1 - c21 = 1 + 3 - 5 = - 1
25 = p2 + q5 - c25 = 1 + 2 - 0 = 3
31 = p3 + q1 – c31 = - 2 + 3 - 4 = - 3
32 = p3 + q2 – c32 = - 2 + 2 - 3 = - 3
33 = p3 + q3 – c33 = - 2 + 0 - 6 = - 8
Находим наибольшую положительную оценку:
max() = 3 =
Для найденной свободной клетки 31 строим цикл пересчета – замкнутую ломаную линию, соседние звенья которой взаимно перпендикулярны, сами звенья параллельны строкам и столбцам таблицы, одна из вершин находится в найденной свободной клетке 25, а все остальные – в ближайших занятых клетках.
Это будет 25 – 24 – 34 – 35. Клетка 25 помечается знаком «плюс», далее соседние вершины цикла пересчета помечаются по очереди знаками «минус» и «плюс». Выбирается минимальная из поставок, отмеченных знаком «минус» ρ max, и к поставкам, отмеченным знаком «плюс» добавляется ρ max, а из поставок, отмеченных знаком «минус», вычитается ρ max
ρ max= 2 производим перераспределение поставок вдоль цикла пересчета
2 | * |
| 2 - | |
| 0 | 2 |
39 | 9 | 39 + | 9 - | 41 | 7 |
Получаем второе базисное допустимое решение и заполняем вторую транспортную таблицу
Потребление Производство | b1 =38 | b2 =42 | b3 =28 | b4 =41 | b’5 =9 |
| |||||
a1 =60 | 38 | 3 | 22 | 2 |
| 4 |
| 3 |
| 0 | p1 =0 |
|
|
|
|
| |||||||
a2 =50 |
| 5 | 20 | 3 | 28 | 1 |
| 4 | 2 | 0 | p2 =1 |
|
|
|
|
| |||||||
a3 =48 |
| 4 |
| 3 |
| 6 | 41 | 1 | 7 | 0 | p3 =1 |
|
|
|
|
| |||||||
| q1 =3 | q2 =2 | q3 =0 | q4 =0 | q5 =- 1 |
|
Находим новые потенциалы и оценки всех свободных клеток.
11 = 0, p1 + q1 - c11 = 0, 0 + q1 - 3 = 0, q1 = 3
12 = 0, p1 + q2 - c12 = 0, 0 + q2 -2 = 0, q2 = 2
22 = 0, p2 + q2 - c22 = 0, р2 + 2 - 3 = 0, р2 = 1
23 = 0, p2 + q3 – c23 = 0, 1 + q3 - 1 = 0, q3 = 0
25= 0,p2+q5–c25= 0, 1 +q5 - 0 = 0,q5 = - 1
34 = 0, p3 + q4 – c34 = 0, 1 + q4 - 1 = 0, q4 = 0
35 = 0, p3 + q5 – c35 = 0, p3 - 1 - 0 = 0, р3 = 1
13 = p1 + q3 - c13 = 0 + 0 - 4 = - 4 24 = p2 + q4 - c24 = 1 + 0 - 4 = - 3
14 = p1 + q4 - c14 = 0 + 0 - 3 = - 3 31 = p3 + q1 – c31 = 1 + 3 - 4 = 0
15 = p1 + q5 – c15 = 0 - 1 - 0 = - 1 32 = p3 + q2 – c32 = 2 + 1 - 3 = 0
21=p2+q1-c21= 1 + 3 - 5 = - 133=p3+q3–c33= 0 + 1 - 6 = - 5
Все ij ≤ 0, следовательно, оптимальным базисным решением будет
Общая стоимость перевозок составит:
L (min) = 38*3 + 22*2 + 20*3 + 28*1 + 41*1 = 287 денежных единиц.
Экономический смысл потенциалов и оценок клеток транспортной таблицы.
Оценка свободной клетки ij показывает, насколько уменьшатся суммарные расходы по перевозке груза, если поставить единицу от i-го производителя j-му потребителю (перераспределив основные поставки так, чтобы сохранился баланс по строкам и столбцам).
Потенциалы указывают на то, сколько каждый производитель уплачивает перевозчику (pi) за вывоз единицы груза; каждый потребитель уплачивает перевозчику (qj) за получение единицы груза. При это м необходимо выполнение условия, что сумма цен, взимаемых с пары «производитель – потребитель» не должна превосходить реальной стоимости перевозки груза между ними, что в итоге приводит к задаче, двойственной по отношению к транспортной, и интерпретации оценок клеток и потенциалов, основанной на теоремах двойственности.
В реальных условиях pi и qj – не цены, а надбавки к основному тарифу перевозчика, единому для всех производителей и потребителей.
- 1. Линейная производственная задача…………………………….3
- 1.2. Математическая модель линейной производственной задачи
- 1.3. Решение линейной производственной задачи симплексным методом.
- Выводы.
- 1.4. Проверка полученного решения
- 1.5. Графическое решение линейной производственной задачи с двумя переменными
- Двойственная задача линейного программирования,
- 2.1. Двойственная задача линейного программирования
- 2.2. Задача о «расшивке узких мест производства»
- Транспортная задача линейного программирования
- 3.1. Математическая модель транспортной задачи.
- 3.2. Решение транспортной задачи методом потенциалов.
- Динамическое программирование задача распределения капитальных вложений
- 4.1. Формулировка задачи распределения капитальных вложений
- 4.2. Решение задачи распределения капитальных вложений методом динамического программирования
- Анализ доходности и риска финансовых операций