logo
3_группа поддержки и взаимопомощи

Программа группового психологического консультирования родителей подростков «Семейное воспитание»

Смагина М.Г., педагог-психолог

ГКУ СО «Калачёвский центр

социальной помощи семье и детям».

Актуальность программы

Опыт работы с семьями по проблемам детско-родительских отношений показывает, что многим родителям трудно самостоятельно справиться со сложностями, возникающими в общении с собственным ребенком. Еще труднее родителям разобраться в причинах возникновения противоречий и трудностей. Как правило, конфликты между родителями и детьми усиливаются с наступлением у ребенка подросткового возраста. В семьях с нарушениями детско-родительских отношений остро ощущается недостаток внимания, любви и уважения к личности ребенка со стороны взрослого. В школе учителя обычно негативно относятся к «трудным» детям, что часто ведет к отвержению со стороны сверстников. Итогом такой ситуации становится социальная дезадаптация детей и подростков, проявляющаяся в непосещении школы, общении с асоциальными компаниями сверстников и других девиациях. Дети становятся «проблемными», попадают в поле зрения социальных служб, направляются в специальные учреждения.

Работая с такими семьями с использованием традиционных методов, специалисты выявляют ряд проблем. Реабилитация осуществляется преимущественно в отношении ребенка, а родителей затрагивает лишь в незначительной степени. Но, по данным исследований, ребенок чаще выступает лишь как идентифицированный пациент, как «выразитель» и носитель проблем и особенностей всей семейной системы. Поэтому работа, направленная лишь на одного члена семьи, тем более ребенка, не может считаться эффективной, так как не вызывает изменений в семейной системе, которая и является источником, подпитывающим проблему ребенка.

Для успешного разрешения этих проблем и профилактики их возникновения в дальнейшем, семье нужна помощь не в смысле «спасения», «лечения», «кризисной интервенции», а скорее помощь-поддержка, передача новых знаний и навы­ков, формирование и развитие сети социальных контактов. Именно такая помощь позволит семье встать на позицию равноправного партнера специалистов, а не пассивного «объекта просветительской работы».

Групповое консультирование родителей детей подросткового возраста, как метод групповой работы с родителями, может обеспечить более эффективную работу с семьями, в которых существуют проблемы поведенческого характера у детей. Как метод, групповая работа с родителями является опосредованным подходом помощи подросткам с проблемами поведенческого характера и опирается на принципы системной терапии.

В данном курсе групповых занятий использованы концептуальные идеи и методический материал технологии «Активная поддержка родителей».

Цель: оказание помощи родителям в создании благоприятных условий в сфере детско-родительских отношений, повышение психологической культуры и родительской компетенции в вопросах воспитания детей подросткового возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями подростков.

  2. Отработать практические навыки по конструктивному общению между родителями и детьми.

  3. Оказать родителям помощь в понимании причин трудностей во взаимоотношениях с подростками.

  4. Способствовать налаживанию контактов между родителями для обмена их личным опытом воспитания и эмоциональной поддержки.

  5. Поддержать родителей в их родительской роли.

Целевая группа: родители детей-подростков 11-15 лет.

Механизм реализации программы: программа рассчитана на 5 занятий, периодичностью 1 раз в неделю, не более 90 мин. Количество родителей в группе не более 7 человек.

Методы и технологии: технология «Активная поддержка родителей» - метод экспресс-диагностики «Я-родитель», групповые дискуссии, беседы, «Активное слушание», «Я-высказывания», домашние задания и их обсуждение.

Ресурсное обеспечение программы.

а) кадры: руководитель программы – заведующий отделением; курс группового психологического консультирования ведёт психолог, прошедший обучение по технологии «Активная поддержка родителей».

б) м/техническая база: просторная комната, удобные стулья или кресла, расставленные по кругу, место для верхней одежды и обуви, флипчарт, бумага для флипчарта, ватман 3-5 листов, маркеры, писчая бумага, схема «Родительская пирамида», буклет «Как общаться, чтобы тебя понимали», буклет «Помощь ребёнку в ситуации стресса».

Ожидаемые результаты.

Методики оценки: анкетирование, обсуждение с персональными высказываниями, экспресс-диагностика «Я-родитель», интервью – выход (замеры информированности и родительской компетентности до занятий и после).

Критерии оценки результатов реализации программы:

Количественные критерии:

- число родителей, участвующих в программе (4 группы по 7 человек, 28 человек в год);

- количество информационных материалов – 2 вида по 28 шт. (всего роздано 56 буклетов).

Качественные критерии:

- у 90% родителей повысился уровень педагогической и психологической грамотности в вопросах развития и воспитания ребенка, детско-родительских отношениях и коммуникациях (анкетирование; опрос);

- у 90% родителей повысился уровень родительской компетентности (анкетирование; опрос);

- 90% родителей расширили сеть социальных контактов и увеличили свой круг общения (книга отзывов и предложений, интервью-выход).

План занятий.

Занятие №1. Тема: «Знакомство. Особенности подросткового возраста».

Цели и задачи:

Познакомить участников группы друг с другом.

Принять правила работы в группе.

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.

Способствовать созданию в группе атмосферы доверия и комфорта.

План занятия.

Знакомство.

Правила работы группы.

Мозговой штурм «Хотелось бы больше…Хотелось бы меньше…» (диагностика родительских установок и ожиданий).

Мозговой штурм «Подросток обыкновенный» с последующим обсуждением возрастных особенностей подростков.

Проведение экспресс-диагностики «Я-родитель».

Домашнее задание.

Прощание.

Занятие №2. Тема: «Причины «плохого» поведения».

Цели и задачи.

Учить родителей понимать свои чувства и чувства ребенка.

Развивать рефлексивные способности и эмпатию.

План занятия.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Беседа «Чувства. Кувшин эмоций».

Моделирование ситуаций.

Домашнее задание.

Прощание.

Занятие №3. Тема: «Коммуникативные техники».

Цели и задачи.

Развивать умения невербального общения.

Познакомить с техникой «Активное слушание».

Развивать рефлексивные способности и эмпатию.

Познакомить участников с техникой «Я-высказываний».

Поддержать родителей в их родительской роли.

План занятия.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Знакомство с техниками «Активное слушание» и «Я-высказывания».

Практическое использование коммуникативных техник. Моделирование ситуаций.

Беседа-дискуссия «Семейные правила и традиции».

Домашнее задание.

Прощание.

Занятие №4 Тема: «Границы и ответственность».

Цели и задачи.

Обсудить с родителями тему ответственности и самостоятельности подростка.

Способствовать укреплению уверенности в собственные силы.

Поддерживать положительный эмоциональный фон.

План занятия.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Дискуссия «Ответственность родителей. Ответственность ребенка».

Дискуссия «Границы. Подростки и родители».

Беседа-дискуссия «Семейные правила и традиции. Последствия».

Домашнее задание.

Прощание.

Занятие №5 Тема: «Подведение итогов».

Цели и задачи.

Закрепить приобретенные продуктивные родительские качества.

Подвести итоги проделанной работы и наметить перспективу применения полученных знаний, умений, навыков.

Способствовать активизации собственных сил и родительского потенциала.

Нацелить на сохранение и развитие сети социальных контактов.

План занятия.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Чемодан». Рефлексия.

Проведение повторной экспресс-диагностики.

Упражнение «Прощальный клубок».