Программа группового психологического консультирования родителей подростков «Семейное воспитание»
Смагина М.Г., педагог-психолог
ГКУ СО «Калачёвский центр
социальной помощи семье и детям».
Актуальность программы
Опыт работы с семьями по проблемам детско-родительских отношений показывает, что многим родителям трудно самостоятельно справиться со сложностями, возникающими в общении с собственным ребенком. Еще труднее родителям разобраться в причинах возникновения противоречий и трудностей. Как правило, конфликты между родителями и детьми усиливаются с наступлением у ребенка подросткового возраста. В семьях с нарушениями детско-родительских отношений остро ощущается недостаток внимания, любви и уважения к личности ребенка со стороны взрослого. В школе учителя обычно негативно относятся к «трудным» детям, что часто ведет к отвержению со стороны сверстников. Итогом такой ситуации становится социальная дезадаптация детей и подростков, проявляющаяся в непосещении школы, общении с асоциальными компаниями сверстников и других девиациях. Дети становятся «проблемными», попадают в поле зрения социальных служб, направляются в специальные учреждения.
Работая с такими семьями с использованием традиционных методов, специалисты выявляют ряд проблем. Реабилитация осуществляется преимущественно в отношении ребенка, а родителей затрагивает лишь в незначительной степени. Но, по данным исследований, ребенок чаще выступает лишь как идентифицированный пациент, как «выразитель» и носитель проблем и особенностей всей семейной системы. Поэтому работа, направленная лишь на одного члена семьи, тем более ребенка, не может считаться эффективной, так как не вызывает изменений в семейной системе, которая и является источником, подпитывающим проблему ребенка.
Для успешного разрешения этих проблем и профилактики их возникновения в дальнейшем, семье нужна помощь не в смысле «спасения», «лечения», «кризисной интервенции», а скорее помощь-поддержка, передача новых знаний и навыков, формирование и развитие сети социальных контактов. Именно такая помощь позволит семье встать на позицию равноправного партнера специалистов, а не пассивного «объекта просветительской работы».
Групповое консультирование родителей детей подросткового возраста, как метод групповой работы с родителями, может обеспечить более эффективную работу с семьями, в которых существуют проблемы поведенческого характера у детей. Как метод, групповая работа с родителями является опосредованным подходом помощи подросткам с проблемами поведенческого характера и опирается на принципы системной терапии.
В данном курсе групповых занятий использованы концептуальные идеи и методический материал технологии «Активная поддержка родителей».
Цель: оказание помощи родителям в создании благоприятных условий в сфере детско-родительских отношений, повышение психологической культуры и родительской компетенции в вопросах воспитания детей подросткового возраста.
Задачи:
-
Познакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями подростков.
-
Отработать практические навыки по конструктивному общению между родителями и детьми.
-
Оказать родителям помощь в понимании причин трудностей во взаимоотношениях с подростками.
-
Способствовать налаживанию контактов между родителями для обмена их личным опытом воспитания и эмоциональной поддержки.
-
Поддержать родителей в их родительской роли.
Целевая группа: родители детей-подростков 11-15 лет.
Механизм реализации программы: программа рассчитана на 5 занятий, периодичностью 1 раз в неделю, не более 90 мин. Количество родителей в группе не более 7 человек.
Методы и технологии: технология «Активная поддержка родителей» - метод экспресс-диагностики «Я-родитель», групповые дискуссии, беседы, «Активное слушание», «Я-высказывания», домашние задания и их обсуждение.
Ресурсное обеспечение программы.
а) кадры: руководитель программы – заведующий отделением; курс группового психологического консультирования ведёт психолог, прошедший обучение по технологии «Активная поддержка родителей».
б) м/техническая база: просторная комната, удобные стулья или кресла, расставленные по кругу, место для верхней одежды и обуви, флипчарт, бумага для флипчарта, ватман 3-5 листов, маркеры, писчая бумага, схема «Родительская пирамида», буклет «Как общаться, чтобы тебя понимали», буклет «Помощь ребёнку в ситуации стресса».
Ожидаемые результаты.
-
Повышен уровень информированности родителей в вопросах развития и воспитания детей подросткового возраста.
-
Получены практические навыки по конструктивному общению между родителями и детьми.
-
Расширилась сеть социальных контактов между родителями для обмена их личным опытом воспитания и эмоциональной поддержки и увеличился круг общения.
-
Повышен уровень родительской компетентности.
Методики оценки: анкетирование, обсуждение с персональными высказываниями, экспресс-диагностика «Я-родитель», интервью – выход (замеры информированности и родительской компетентности до занятий и после).
Критерии оценки результатов реализации программы:
Количественные критерии:
- число родителей, участвующих в программе (4 группы по 7 человек, 28 человек в год);
- количество информационных материалов – 2 вида по 28 шт. (всего роздано 56 буклетов).
Качественные критерии:
- у 90% родителей повысился уровень педагогической и психологической грамотности в вопросах развития и воспитания ребенка, детско-родительских отношениях и коммуникациях (анкетирование; опрос);
- у 90% родителей повысился уровень родительской компетентности (анкетирование; опрос);
- 90% родителей расширили сеть социальных контактов и увеличили свой круг общения (книга отзывов и предложений, интервью-выход).
План занятий.
Занятие №1. Тема: «Знакомство. Особенности подросткового возраста».
Цели и задачи:
Познакомить участников группы друг с другом.
Принять правила работы в группе.
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
Способствовать созданию в группе атмосферы доверия и комфорта.
План занятия.
Знакомство.
Правила работы группы.
Мозговой штурм «Хотелось бы больше…Хотелось бы меньше…» (диагностика родительских установок и ожиданий).
Мозговой штурм «Подросток обыкновенный» с последующим обсуждением возрастных особенностей подростков.
Проведение экспресс-диагностики «Я-родитель».
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №2. Тема: «Причины «плохого» поведения».
Цели и задачи.
Учить родителей понимать свои чувства и чувства ребенка.
Развивать рефлексивные способности и эмпатию.
План занятия.
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Беседа «Чувства. Кувшин эмоций».
Моделирование ситуаций.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №3. Тема: «Коммуникативные техники».
Цели и задачи.
Развивать умения невербального общения.
Познакомить с техникой «Активное слушание».
Развивать рефлексивные способности и эмпатию.
Познакомить участников с техникой «Я-высказываний».
Поддержать родителей в их родительской роли.
План занятия.
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Знакомство с техниками «Активное слушание» и «Я-высказывания».
Практическое использование коммуникативных техник. Моделирование ситуаций.
Беседа-дискуссия «Семейные правила и традиции».
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №4 Тема: «Границы и ответственность».
Цели и задачи.
Обсудить с родителями тему ответственности и самостоятельности подростка.
Способствовать укреплению уверенности в собственные силы.
Поддерживать положительный эмоциональный фон.
План занятия.
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Дискуссия «Ответственность родителей. Ответственность ребенка».
Дискуссия «Границы. Подростки и родители».
Беседа-дискуссия «Семейные правила и традиции. Последствия».
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №5 Тема: «Подведение итогов».
Цели и задачи.
Закрепить приобретенные продуктивные родительские качества.
Подвести итоги проделанной работы и наметить перспективу применения полученных знаний, умений, навыков.
Способствовать активизации собственных сил и родительского потенциала.
Нацелить на сохранение и развитие сети социальных контактов.
План занятия.
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Упражнение «Чемодан». Рефлексия.
Проведение повторной экспресс-диагностики.
Упражнение «Прощальный клубок».
- Группы поддержки и взаимопомощи: опыт специалистов.
- Содержание
- Программа Клуб общения для родителей и детей (группа раннего развития) «Непоседы» (в рамках технологии «Активная поддержка родителей»)
- План мероприятий, реализуемых в рамках программы:
- Тематический план занятий группы раннего развития «Непоседы» январь-май 2014год
- Анкета-опросник для родителей
- Какого рода информацию о воспитании ребёнка Вы хотели бы получить:
- Укажите, кто из ближайшего окружения ребенка принимает участие в его воспитании:
- Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
- Анкета обратной связи группы раннего развития «Непоседы»
- Спасибо!
- Итоговая анкета-опросник для родителей
- Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество! Программа групповых занятий для родителей детей раннего возраста «Пирамидка»
- План мероприятий, реализуемых в рамках программы:
- Тематический план («Пирамидка»)
- Программа группового психологического консультирования родителей подростков «Семейное воспитание»
- Программа группы взаимопомощи для женщин, находящихся в кризисных ситуациях
- Программа «Группа взаимопомощи для беженцев»
- Притчи о помощи, ресурсах, жизни и судьбе. Спасти одну звезду.
- Следы на песке.
- Всё в твоих руках.
- Зов о помощи.
- Протяни свою руку.
- Колодец.
- Что начертано судьбой.
- Вопрос о судьбе.
- Притча о болоте.
- Прошлое, настоящее и будущее.