Программа Клуб общения для родителей и детей (группа раннего развития) «Непоседы» (в рамках технологии «Активная поддержка родителей»)
Специалисты ГКУ СО «Волгоградский областной центр
социальной помощи семье и детям «Семья»:
Е.Н. Виноградова, зав отделением
социально-педагогической помощи,
Короткова Е. В., социальный педагог,
Инкина Д. А., педагог-психолог.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
Из опыта работы по программе «Тренинг эффективности родителей» родители признают, что большинство проблем, возникающих при общении, взаимодействии с детьми (в возрасте от 3 до 12 лет), появились в период более раннего возраста. Поэтому родители указывают на необходимость формирования умений взаимодействовать с ребенком еще на ранних этапах его развития. Ведь от того, как складываются взаимоотношения между ребенком и матерью в первые годы жизни, во многом зависит его дальнейшее личностное развитие.
О родителях ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет можно сказать, что они адаптировались к родительской роли, если не сталкивались с серьезными проблемами в период младенчества. Однако психологические новообразования и умения ребенка развиваются очень быстро, ставя перед родителями очередные, ранее не знакомые им задачи. Родители должны охватить очень большой диапазон взаимодействий: от четкой установки границ (которые ребенок «проверяет на прочность» в ходе кризисов) до спонтанной совместной игры. Это требует от родителей не только знаний и навыков, но и значительных эмоциональных ресурсов.
Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения – ласки, поцелуи, объятия, способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.
Групповая работа является одним из самых эффективных средств развития самосознания и выработки индивидуального стиля взаимодействия матери/отца с ребенком. Групповые формы работы дают возможность снять у родителей ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, помогают уменьшить тревожность, дают обратную связь со стороны психолога, воспитателя, других родителей. Постепенно группа становится для родителей стабильным источником социальной поддержки (в дополнение к поддержке профессиональной).
Совместные занятия позволяет родителям преодолеть социальную изоляцию в первые годы жизни ребенка, не оставляя при этом его на попечение других людей и совмещая общение с развитием родительских навыков. Мамы и папы через наблюдение за малышом, учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью. Общаясь друг с другом, с педагогом, психологом, другими специалистами родители получают положительную эмоциональную поддержку, а при необходимости - профессиональную квалифицированную помощь.
Цель: создание условий для успешного развития и воспитания ребенка раннего возраста, развития эмоциональных отношений между матерью/отцом и ребенком
Задачи:
- повышение уровня педагогической и психологической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;
- формирование, развитие и укрепление эмоционального контакта между матерью/отцом и ребенком;
- развитие социальных и коммуникативных умений у детей путем взаимодействия со взрослыми;
- развитие познавательной активности детей раннего возраста;
- развитие двигательной активности;
- развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста.
-создание условий для расширения сети социальных контактов на позициях сотрудничества и взаимопомощи.
Целевая группа:
семьи, имеющие детей в возрасте от 1,6 до 3-4 лет, проживающие на территории г.Волгограда.
Механизм реализации программы:
В основе программы лежат следующие принципы:
- принцип системности
Программа представляет собой систематизированное изложение материала по работе с детьми в возрасте от 1.6 до 3-4 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу программы положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Благоприятные эмоциональные отношений между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, любознательности, развития творческого потенциала.
- принцип личностного подхода
Развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности.
- принцип этнопедагогического подхода
Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Программа строится с опорой на народные традиции, опыт обрядов и обычаев, в содержании программы большое место занимает фольклорный материал – потешки, пестушки, песенки, сказки.
- принцип деятельностного подхода
Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками, в занятиях продуктивными видами деятельности.
- принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста
В данной модели взаимодействия маме/папе отводится ведущая роль, принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, который предоставляет маме/папе необходимые сведения и обучает ее некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития и воспитания ребенка.
Формы работы:
- индивидуальная (консультирование по психологическим, педагогическим вопросам);
- групповая (в группе не более 8 детей).
Методы работы:
- обучение практикой действия (арттерапия, игротерапия, сказкотерапия, лепка, музыкальные, подвижные игры, пальчиковые игры, игры на руках и коленях и др.);
- обсуждение в группе (беседа в форме «вопрос-ответ», обмен мнениями).
Сроки реализации: программа цикличная.
Режим работы:
1-я группа: родители и дети от 1,6 до 2 лет – четверг с 10:00-12:00;
2-я группа: родители и дети от 2 до 2,6 лет – среда с 10.00 до 12.00;
3-я группа: родители и дети от 2,6 до 3 лет – пятница/суббота с 10.00 до 12.00;
Этапы реализации программы:
организационный | - разработка информационных буклетов, листовок, памяток и пр., - подготовка оборудования, раздаточного материала для занятий; - формирование группы (по запросу родителей). |
информационный | - распространение информационных буклетов, листовок, памяток. |
методический | - составление тематического плана занятий(Приложение 1.) - разработка занятий по темам программы |
диагностический | - первичное анкетирование (опрос) (Приложение 2.) - опрос по итогам каждого занятия в группе (анкета обратной связи)(Приложение 3.) - анкетирование на выходе(Приложение 4.) |
основной | - проведение тематических занятий - индивидуальное консультирование по педагогическим, психологическим вопросам. |
аналитический | - обработка анкет и составление аналитического отчета о работе по программе |
- Группы поддержки и взаимопомощи: опыт специалистов.
- Содержание
- Программа Клуб общения для родителей и детей (группа раннего развития) «Непоседы» (в рамках технологии «Активная поддержка родителей»)
- План мероприятий, реализуемых в рамках программы:
- Тематический план занятий группы раннего развития «Непоседы» январь-май 2014год
- Анкета-опросник для родителей
- Какого рода информацию о воспитании ребёнка Вы хотели бы получить:
- Укажите, кто из ближайшего окружения ребенка принимает участие в его воспитании:
- Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
- Анкета обратной связи группы раннего развития «Непоседы»
- Спасибо!
- Итоговая анкета-опросник для родителей
- Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество! Программа групповых занятий для родителей детей раннего возраста «Пирамидка»
- План мероприятий, реализуемых в рамках программы:
- Тематический план («Пирамидка»)
- Программа группового психологического консультирования родителей подростков «Семейное воспитание»
- Программа группы взаимопомощи для женщин, находящихся в кризисных ситуациях
- Программа «Группа взаимопомощи для беженцев»
- Притчи о помощи, ресурсах, жизни и судьбе. Спасти одну звезду.
- Следы на песке.
- Всё в твоих руках.
- Зов о помощи.
- Протяни свою руку.
- Колодец.
- Что начертано судьбой.
- Вопрос о судьбе.
- Притча о болоте.
- Прошлое, настоящее и будущее.