4.5 Оценка экономической эффективности темы
Анализ тематики научного исследования позволяет всесторонне оценить и установить его пригодность для данной научно-исследовательской организации. Однако в ряде случаев при планировании возникает потребность в выборе наиболее перспективных, экономически обоснованных тем. В этом случае оценку народнохозяйственной необходимости разработки определяют исходя из численных критериев, простейшим из которых является критерий экономической эффективности
Кэ = Эп / Зи,
где Эп – предполагаемый экономический эффект от внедрения;
Зи – затраты на проведение научного исследования.
Чем больше значение Кэ, тем эффективнее тема и выше ее народнохозяйственная эффективность. Величина Кэ в нашей стране колеблется от 1,5 до 10 руб. на 1 рубль затрат.
Однако критерий Кэ не учитывает объем внедряемой продукции и период внедрения. Поэтому более объективным является критерий, вычисляемый по формуле [26]
,
где Сг – стоимость продукции за год после освоения научного исследования и внедрения в производство;
Т– продолжительность производственного внедрения в годах;
Зо – общие затраты на выполнение научного исследования, опытное и промышленное освоение продукции и годовые затраты на ее изготовление по новой технологии.
Экономичность является важнейшим критерием перспективности научного исследования. Однако при оценке наиболее значимых для народного хозяйства тем этого критерия оказывается недостаточно, и требуется дополнительный анализ, учитывающий и другие показатели. В этом случае проводится экспертиза, которая выполняется специально подобранным составом высококвалифицированных специалистов (обычно от 7 до 15 человек). С их помощью в зависимости от специфики, направления или комплексности тематики устанавливаются оценочные показатели. Наиболее перспективной и приоритетной считается тема, получившая максимальную поддержку экспертов.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы