1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
Под влиянием потребностей развитого капитализма в Новое время начала складываться наука в современном понимании. Помимо накопленных в прошлом традиций, этому содействовали два обстоятельства:
– во-первых, в эпоху Возрождения было подорвано господство религиозного мышления, а противостоящая ему картина мира опиралась как раз на научные факты, иными словами, наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения;
– во-вторых, наряду с наблюдением наука Нового времени берет на вооружение эксперимент, который становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познавательной реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с «практическим» испытанием природы.
В XXVI–XXVIIвеках резко увеличилась познавательная мощь науки, произошла ломка старой и создание новой системы научных теорий, понятий, принципов. Это глубокое преобразование научного знания было названоI научной революцией. Ее началом стали фундаментальные открытия в астрономии.
В XVIвеке Коперник закончил свою знаменитую книгу «О вращении небесных тел». Спустя три четверти века Кеплер доказал, что орбиты, по которым движутся планеты вокруг Солнца, представляют собой эллипсы. В это же время итальянский ученый Джордано Бруно высказал мнение, что Вселенная бесконечна и в ней хаотично рассеяны звезды. Появление телескопа в началеXVIIвека привело к крупным открытиям в астрономии, первые из которых принадлежат Галилею. Он также сделал много нового в области физики и механики, был основоположником динамики, им были открыты законы падения тел, законы колебания математического маятника.
Торричелли провел первый опыт, доказывающий давление атмосферы. Бойль и Мариотт исследовали упругие свойства газов. В это же время работал немецкий ученый И. Кант, который изучил природу землетрясений, написал о происхождении ветров – пассатов и муссонов. Своей гипотезой о происхождении Солнечной системы он впервые сделал попытку подойти к природе с точки зрения ее развития.
Исаак Ньютон обогатил своими открытиями и математику, и физику, и астрономию. Он почти одновременно с немецким ученым Лейбницем и независимо от него создал раздел математики «дифференциальное и интегральное исчисление». Ему принадлежат выдающиеся достижения в области физики: он установил сложную структуру белого цвета, что легло впоследствии в основу спектрального анализа, открыл закон всемирного тяготения, предложил корпускулярную теорию природы света, сформулировал основные законы механики. Еще одним его достижением является создание отражательного телескопа (рефлектора).
В целом исследования Нового времени показали, что за внешней сущностью вещей и явлений скрывается неощутимая нашими органами чувств сущность, обнаружить которую можно лишь с помощью абстрактного мышления. Поэтому насущной задачей этой эпохи была необходимость перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы