О жреческой астрономии
Одной из великих бед, равно как и одной из самых смешных сторон людского рода, является то, что во всех странах, носяших имя цивилизованных, за исключением, быть может, Китая, жрецы берут на себя занятия, являющиеся прерогативой учёных. Они вмешиваются в порядок календарного года: потому, дескать, им принадлежит это право, что народам необходимо знать дни своих праздников. Так халдейские, египетские, греческие и римские жрецы считали себя математиками и астрономами. Но что это за математика и астрономия! Слишком уж они были заняты своими жертвоприношениями, оракулами, предсказаниями будущего и своими знамениями, чтобы ешё и серьёзно заниматься наукой. Никто из делающих своей профессией шарлатанство не может обладать точным и ясным умом. Люди эти были астрологами, а не астрономами.
Сами греческие жрецы считали поначалу год состоящим только из 360 дней. Понадобилась наука геометров, чтобы жрецы поняли, что ошиблись на пять и более дней. Итак, они преобразовали свой год. Другие геометры вдобавок к этому показали им, что они ошиблись на шесть часов. Ифит обязал их изменить свой жреческий календарь. Они добавили к своему неверному голу ещё один день в конце каждого четырёхлетия, и Ифит отметил это изменение учреждением Олимпиад.
Наконец, жрецы были вынуждены прибегнуть к учёному Ме-тону, который, сличая лунный и солнечный годы, создал новый девятнадцатигодичный цикл, в конце которого Солнце и Луна возвращались в своё исходное положение с приблизительной разницей в полтора часа. Этот цикл был начертан золотыми знаками и выставлен на агоре (плошади. — Прим, рел.) в Афинах — это и есть знаменитое золотое число, коим поныне пользуются с соответствующими коррективами.
Хорошо известно, какую смехотворную путаницу внесли в календарь римские жреиы. Их оплошности были столь велики, что летние празднества падали на зиму. Цезарь, универсально образованный Уезарь, вынужден был пригласить из Александрии учёного Созигена для исправления чудовищных ошибок блюстителей обрядов.
А когда во времена папства Григория XIII возникла необходимость реформировать календарь Юлия Цезаря, к кому обратился папа? К какому-нибудь инквизитору? Нет, к учёному, врачу по имени Лилио.
(По «Философскому словарю» Ф. Вольтера. 1764—1769 гг.)
приобретают смысл, если отнести некоторые из них к гелиоцентрической системе. Учёный верно определил относительное расстояние до Луны и размеры орбит Меркурия, Венеры и Марса, если считать их гелиоцентрическими.
О смешанной системе мира (геоцентрической, НО С обращением Меркурия И Венеры вокруг Солнца) римский архитектор Витрувий, например, упоминает как об общеизвестной. Вероятно, Архимед был её автором. Сделанное учёным первое правильное определение расстояний до планет оказалось в античности и последним. Геоцентрическая система не давала таких возможностей.
- Античная астрономия
- Вселенная в традиционной греческой мифологии
- Календарь и звёзды
- Фалес и предсказание затмения
- Анаксиманар
- Анаксагор. «метеорологический космос»
- Демокрит. Множественность миров
- Тайны пифагора
- Фалес милетский — первый европейский астроном
- Парменид. Земля — шар.
- Подвижность земли. Вселенная филолая
- Платон. Гармония сфер
- Еваокс. Первая теория планетных движений
- Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт арат
- Аристотель. Человек, остановивший землю
- Доказательства шарообразности земли
- Архимед. Измерение неба
- О жреческой астрономии
- Эратосфен. Измерение земли
- Эпоха рима
- Античная астрономия
- Вселенная в традиционной греческой мифологии
- Календарь и звёзды
- Фалес и предсказание затмения
- Анаксиманар
- Анаксагор. «метеорологический космос»
- Демокрит. Множественность миров
- Тайны пифагора
- Фалес милетский — первый европейский астроном
- Парменид. Земля — шар.
- Подвижность земли. Вселенная филолая
- Платон. Гармония сфер
- Еваокс. Первая теория планетных движений
- Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт арат
- Аристотель. Человек, остановивший землю
- Доказательства шарообразности земли
- Архимед. Измерение неба
- О жреческой астрономии
- Эратосфен. Измерение земли
- Эпоха рима
- Начальный период греческой математики (VII-IV вв. До н.Э.)
- Зрелость греческой математики
- Упадок античной науки
- Заключение