Демокрит. Множественность миров
Одновременно с учением Анаксагора, предложившего гипотезу универсальной, бесконечно делимой материи, возникла противоположная теория вещества -- атомистическая. Её сторонники считали, что кроме вещества существует небытие — бесконечная пустота, в которой движутся бесчисленные неделимые частицы — атомы. Они сталкиваются, соединяются в разных сочетаниях, образуют разнообразные вещества и вещи. Так рождаются и миры, которых в необъятной Вселенной должно быть бесконечное множество.
Выходит, миры возникают случайно? Не совсем. Атомисты вслед за Эмпедоклом (около 490 — около 430 до н. э.) утверждали возможность появления порядка из беспорядка. Действительно, атомы сталкиваются в случайных сочетаниях, но из них только удачные оказываются устойчивыми. Они-то и накапливаются, взаимодействуют, образуют сложные соединения.
Автор III в. н. э. Ипполит так описывает астрономические взгляды знаменитого философа-атомиста Демокрита (родился около 470 или 460 до н. э., прожил более 100 лет): «Он говорил... что миры бесчисленны и различны по величине. В одних нет ни Солнца, ни Луны, в других -Солнце и Луна больше, чем у нас, а в некоторых мирах их большее число. Расстояния между мирами неодинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры растут, другие достигли расцвета, третьи уже идут на убыль... Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом».
Атомисты решили для себя вопрос и о происхождении этих миров. Диоген Лаэртский так излагал взгляды Левкиппа — учителя Демокрита (атомы в этом тексте названы «телами»): «...несётся в великую пустоту множество разновидных тел; скапливаясь, они образуют единый вихрь, а в нём, сталкиваясь друг с другом и всячески кружась, разделяются по взаимному сходству... Лёгкие тела отлетают во внешнюю пустоту, словно распыляясь в ней, а остальные остаются вместе, сцепляются, сбиваются в общем беге и образуют... некоторое первоначальное соединение в виде шара. Оно в свою очередь отделяет от себя как бы оболочку, в которую входят разнообразные тела».
Эта «оболочка» растёт за счёт притока внешних лёгких атомов, под ней возникают и загораются светила. Земля же образуется и держится в самой середине вихря, она не вращается и имеет форму бубна. Хотя взгляды на природу вещества и способ образования миров у атомистов и Анаксагора различны, но предложенные ими миры всё-таки очень похожи. Оба мира содержат плоскую неподвижную Землю, окружённую оболочкой, внутри которой вращаются светила. Казалось бы, атомистам остался один шаг до того, чтобы счесть небо окном в бесконечный мир, а звёзды — солнцами далёких миров. Но они не сделали этого шага. Им помешало представление о цельной вращающейся звёздной сфере. Не был сделан и другой важный шаг — они не признали шарообразность Земли, о чём к тому времени уже писали Парменид и Эмпедокл.
- Античная астрономия
- Вселенная в традиционной греческой мифологии
- Календарь и звёзды
- Фалес и предсказание затмения
- Анаксиманар
- Анаксагор. «метеорологический космос»
- Демокрит. Множественность миров
- Тайны пифагора
- Фалес милетский — первый европейский астроном
- Парменид. Земля — шар.
- Подвижность земли. Вселенная филолая
- Платон. Гармония сфер
- Еваокс. Первая теория планетных движений
- Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт арат
- Аристотель. Человек, остановивший землю
- Доказательства шарообразности земли
- Архимед. Измерение неба
- О жреческой астрономии
- Эратосфен. Измерение земли
- Эпоха рима
- Античная астрономия
- Вселенная в традиционной греческой мифологии
- Календарь и звёзды
- Фалес и предсказание затмения
- Анаксиманар
- Анаксагор. «метеорологический космос»
- Демокрит. Множественность миров
- Тайны пифагора
- Фалес милетский — первый европейский астроном
- Парменид. Земля — шар.
- Подвижность земли. Вселенная филолая
- Платон. Гармония сфер
- Еваокс. Первая теория планетных движений
- Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт арат
- Аристотель. Человек, остановивший землю
- Доказательства шарообразности земли
- Архимед. Измерение неба
- О жреческой астрономии
- Эратосфен. Измерение земли
- Эпоха рима
- Начальный период греческой математики (VII-IV вв. До н.Э.)
- Зрелость греческой математики
- Упадок античной науки
- Заключение