63. Тамас
В санскрите слово тамас означает «тьма», «темный». Темнота — это отсутствие света. Свет — это знание, тьма — неведение; неведение — это низший ум. В санскрите есть также второе значение этого слова — «змея». Тамас является змеей тьмы, самой длинной змеей в игре, которая безжалостно стаскивает игрока в иллюзию из сияния плана реальности.
В седьмой чакре тамас является неведением, которое возникает из привязанности к чувственному восприятию. Это неведение приходит после того, как игрок реализует состояние счастья и думает, что это конец необходимости исполнения кармы. Но здесь игрок еще не может остановить всю карму. От поля счастья высшая карма — это шесть очков, низшая — одно. Действие не может прекратиться полностью.
Тамас — полная капитуляция перед иллюзией. Игрок теряет из виду никогда не заканчивающуюся природу игры. Он забыл, что до тех пор, пока он не достигнет освобождения, игра не окончена. Бездействие является попыткой избежать закона кармы. Карма же — это Дхарма в действии. Игрок, находящийся в состоянии тамаса, забывает, что игра не останавливается на седьмом уровне и что, достигнув самадхи, он еще не достиг освобождения. Когда движение вверх замедляется, оно, тем не менее, должно продолжаться, а единственное направление от высшей чакры — вниз. Самая длинная змея в игре ожидает игрока, пренебрегающего своей кармой. В любом действии работают три фактора. Первый — Дхарма, сущность действия. Второй — это карма, само действие. Третий — бездействие, инерция, сопротивление. Вследствие природы игры бездействие направляет поток энергии вниз. Карма неизбежна. Попытка избежать её сама по себе является кармой, действием. Попытка избежать кармы является кармой, которая тянет игрока вниз на второе поле игры, в иллюзию.
Тамас является синонимом состояния глубокого сна. Когда органы чувств совершенно отключаются и сознание погружается в сон, игрок в этом состоянии ничем не лучше трупа, даже если он еще дышит. В медитации, когда вся активность ума совершенно останавливается и чувственное восприятие направлено вовнутрь, игроку очень просто соскользнуть из саттвического состояния недеяния в сновидение, оканчивающееся глубоким сном. Именно поэтому поле тамаса находится на седьмом уровне игры.
Именно здесь тамас становится змеей. На более низких планах тамас был необходим игроку. Но здесь, на плане медитации, которая является одной из форм недеяния, тамас — это змея, которая полностью меняет течение потока энергии, приводя игрока к падению обратно в иллюзию. Тамас является атрибутом тамогуны, её проявлением в микрокосме. Когда та же сила обсуждается как атрибут пракрити в восьмом ряду игры, она называется тамогуной.
- Лила. Игра самопознания
- Глава 3. Нумерология игры 22
- Глава 1. Правила игры
- Глава 2. Смысл игры
- Глава 3. Нумерология игры
- Глава 4. Первый ряд: основы бытия
- 1. Рождение (джанма)
- 2. Майя
- 9. Чувственный план (кама-лока)
- Глава 5. Второй ряд: сфера фантазии
- Глава 6. Третий ряд: театр кармы
- 27. Самоотверженное служение (парамартха)
- Глава 7. Четвертый ряд: достижение равновесия
- Глава 8. Пятый ряд: человек становится самим собой
- 38. Прана-лока
- 39. Апана-лока
- 40. Вьяна-лока
- Глава 9. Шестой ряд: время покаяния
- 50. План аскетизма (тапа-лока)
- Глава 10. Седьмой ряд: план реальности
- 56. План изначальных вибраций (Омкара)
- 63. Тамас
- Глава 11. Восьмой ряд: сами боги
- 70. Саттвагуна
- 71. Раджогуна
- 72. Тамогуна