§3. Программа элективного курса
Пояснительная записка
Сюжетные задачи - это наиболее древний вид школьных задач. Они всегда широко использовались, и будут использоваться в обучении математике. Они помогают учащимся понять сущность и методику применения математического моделирования, сформировать общий подход к решению любых задач, однако в школьном курсе математики отводится недостаточно времени решению сюжетных (текстовых) задач. Это и определило необходимость в составлении данного курса.
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше или меньше 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-го класса. Хотя при творческом подходе учителя к его проведению, исключив пока ещё не изученные на уроках темы, можно ввести этот курс и раньше. Подобный подход возможен, так как каждая тема, за исключением первой, является вполне самостоятельной и не связана с другими. За счёт высвободившихся часов можно увеличить количество практических занятий по другим темам.
Данный элективный курс представляет возможность реализации интереса к выбранному профилю, создает условия для осознанного выбора профиля.
Цель курса:
Создание условий для:
· формирования у школьников общих подходов к решению сюжетных задач;
· овладения навыками моделирования, как одного из методов познания и решения сюжетных задач;
· формирование умений и навыков решения задач сюжетного содержания.
Задачи курса:
· обобщить виды задач, изученных ранее, и конкретизировать понятие сюжетных задач;
· определить методы моделирования учебной задачи;
· ознакомить учащихся с всевозможными подходами к решению сюжетных задач различного уровня сложности;
· помочь школьникам овладеть приемами исследовательской работы и методами решения задач.
Учебный процесс элективного курса предусматривает следующие методы и формы работы:
· изложение нового материала учителем в форме лекции;
· дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности, которые в зависимости от уровня усвоения материала учащимися будут им предложены;
· самостоятельная работа с учебной литературой;
· индивидуальные консультации.
Данный курс рассчитан на полгода, 14 учебных часов, по 2 часа в неделю, в течении одной четверти.
Содержание курса
В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения
№ п/п |
Тема |
Количество |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
2 |
Методы решения сюжетных задач |
3 |
|
3 |
Задачи на физические процессы |
2 |
|
4 |
Задачи на химические процессы |
3 |
|
5 |
Задачи с экономическим содержанием |
3 |
|
6 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
12 |
Методические рекомендации элективного курса «Сюжетные задачи»
Тема 1. Вводное занятие.
На вводном занятии рекомендуется:
· объяснить учащимся цели данного элективного курса;
· поставить необходимые задачи;
· рассказать кратко о том, что будет изучаться, выяснить всевозможное применение задач в жизнедеятельности человека (с помощью учащихся);
· объяснить, каким образом будут подводиться итоги изучения курса и оцениваться работа учащихся.
Тема 2. Методы решения сюжетных задач.
Сюжетные задачи многими людьми, окончившими школу, вспоминаются как самые трудные. Для того чтобы понять, в чем состоит сложность решения этих задач, необходимо проанализировать собственный опыт их решения.
В каждой сюжетной задаче можно выделить:
· числовые значения величин, которые называются данными, или известными (их должно быть не меньше двух);
· некоторую систему функциональных зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой (словесный материал, указывающий на характер связей между данными и искомыми);
· требование или вопрос, на который надо найти ответ.
Существуют различные методы решения данного класса задач:
· арифметический метод;
Решить задачу арифметическим методом - значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу можно решить различными арифметическими способами. Они отличаются друг от друга логикой рассуждений, выполняемых в процессе решения задачи. Выделяют два основных подвида арифметического метода решения:
ь составление пропорций по условию задачи и нахождение четвертого пропорционального;
ь получение числового выражения или последовательности числовых выражений и нахождение из значений.
· алгебраический метод;
Алгебраический метод обеспечивает общий подход, общий принцип в анализе и решении. Его отличие от арифметического метода прежде всего состоит в введении неизвестной величины и её специального обозначения.
Итак, при алгебраическом методе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения. В зависимости от выбора неизвестного (неизвестных), для обозначения буквой (буквами), от хода рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В этом случае можно говорить о различных алгебраических способах решения этой задачи.
Составление уравнения отличается от арифметического метода не только введением буквенных обозначений неизвестной величины, но и установление зависимостей между величинами задачи. Эти зависимости представлены здесь не в виде цепочки формул, каждое звено которой связано с выполнением предшествующих действий и все звенья которой объединяются лишь в конце, а сразу в виде уравнения, в котором фиксируются все существенные связи между известными и чаще неизвестными величинами. Это возможно благодаря особой функции «х», позволяющей замещать неизвестную величину особым символом и оперировать с ним.
При алгебраическом методе решения задачи важно не вычисление конкретных значений величин, а выявление и выражение основных зависимостей между явными и неявными значениями величин, входящих в условие задачи.
При алгебраическом методе решения текстовой задачи выполняются следующие этапы:
ь разработка математической модели;
ь поиск алгоритма решения;
ь вычисление и исследование.
· функционально-графический метод решения текстовых задач;
Функционально-графический метод решения сюжетных задач состоит в переводе условия задачи на язык функций и использовании свойств этих функций и свойств их графиков для решения задачи.
· геометрический метод;
Геометрический метод решения сюжетных задач основан на переводе условия задачи на язык геометрических величин и использовании метрических свойств геометрических фигур для ее решения.
В решении задач наиболее часто используются две разновидности этого метода:
ь метод одномерных диаграмм (изображение процесса изменения одной величины отрезками);
ь метод двумерных диаграмм (изображение связи нескольких величин с помощью планиметрических фигур).
Геометрический метод очень часто используется в комбинации с другими методами решения сюжетных задач как средство получения образа задачной ситуации или как средство получения дополнительных законов связи величин.
Тема 3. Задачи на физические процессы
- Введение
- Глава 1: Научно-методические и теоретические основы организации элективных курсов
- §1. Психо-физиологические особенности старшеклассников
- §2. История возникновения и развития элективных курсов
- §3. Элективные курсы в системе образования профильной школы
- Глава 2. Элективный курс по теме: «Сюжетные задачи»
- §1. Роль задач в обучении математике
- §2. Сюжетные задачи
- §3. Программа элективного курса