logo
География

Решение олимпиадных задач

География - единственный школьный предмет, по своей сути обладающий межпредметно-ннтегрирующим началом. Оно вытекает из природы основного объекта изучения географии - территории, реально интегрирующей в своих рам­ках практически все проявления объективной реальности, служащей естествен­ным базисом для жизни и разнообразной деятельности человека.

В последние годы всё более актуальными становятся проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Для их успешного решения необходимо детально знать природные закономерности, внутренние взаимосвязи природных компонентов и территориальные отличия природных комплексов, экономические законы территориального размещения производства и рационального использования ресурсного потенциала. А это задача одой из самых древних и такой современной и молодой науки, как география. И решать эти задачи придётся не только нынешнему, но и подрастающему поколению, нынешним школьникам. Выявить лучших из лучших, наиболее интересующихся географическими проблемами учащихся позволяют географические олимпиады. Они проходят на разных уровнях: школьные, районные, областные, республиканские, международные.

Многолетний опыт проведения олимпиад показал, что с каждым годом усложняются задания, становятся более интересными, увеличивается количество видов заданий: работа с картой, анализ статистических материалов, проверка номенклатуры, пояснение географических терминов, решение экономических задач, прогнозирование и т.п.

Прочно в олимпиадные задания вошли тесты, составленные таким образом, чтобы протестировать не только выученные (иногда вызубренные) учащимися знания, но и проверить, насколько он способен реально применять эти знания при выявлении причинно-следственных связей, решении задач по аналогии и т.п.

Включение практических задач по физической и экономической географии усложнило подготовку учащихся к олимпиадам, так как примеров их решений в методических разработках трудно встретить. Автор пыталась показать на нескольких примерах заданий республиканского уровня варианты решения подобных задач.

В пособии предполагаются варианты олимпиадных заданий по географии Могилёвской области.

Подобные вопросы считаем необходимым включать при проведении областной олимпиады, дабы осуществлять краеведческий подход в преподавании географии.

Во второй части пособия отражен опыт проведения областных олимпиад.

В последние годы возрождается интерес молодежи к высшему образованию, и многие выпускники общеобразовательных и специализированных школ становятся абитуриентами ВУЗов; при этом весьма популярны ВУЗы эколого-географического направления, где география является профильным вступительным экзаменом. Поэтому материалы этого пособия можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам, а также оно окажет помощь абитуриентам в самостоятельной подготовке к вступительным экзаменам.