Виды нот
Практически невозможно сухим и точным языком теории выразить ту исключительную гармонию, которая в индийской музыке строится на оттенках тонов. В индийской музыке существуют тон, полутон, четверть тона и одна восьмая тона. Различие между этими звуками настолько тонкое и неуловимое, что прежде, чем вы успеваете опознать один звук, он переходит в другой, формируя красивые модуляции и неожиданные каденции. Эти виды тона имеют отношение к суратам, о которых мы говорили выше.
Основное звучание ноты - без бемоля (комаль) и без диеза (тивра) - называется шудх сур. Существуют три звука более высоких, чем шудх и три - более низких. Вместе они составляют семь звуков в одной ноте.
Таам Тивра - на 3 единицы выше чем шудх сур
Та Тивра - на 2 единицы выше чем шудх сур
Тивра - на 1 единицу выше чем шудх сур
Шудх сур
Комаль - на 1 единицу ниже чем шудх сур
Ати комаль - на 2 единицы ниже чем шудх сур
Шикари - на 3 единицы ниже чем шудх сур
Европейский диатонический звукоряд будет иметь следующие соответствия: Са - Чандовати Ре - Рактика Га - Кродхи Ма - Прити Па - Альпани Дха - Мандати Ни - Угра