Прошлое и настоящее
Морено, не отрицая роли прошлого и бессознательного, больше интересовался настоящим, текущими проблемами отношений людей, их встречей «здесь-и-теперь». С другой стороны, Зерка Морено предпочитала «горизонтальному» «вертикальный» подход, который фокусируется на прошлом, первичном опыте, событиях детства и попытке объяснить этим текущие проблемы (Williams, 1989; Holmes, 1992). Этот
135
подход близок к психоаналитическому. Упрощенная схема полного сеанса психодрамы может быть представлена так. Действие развивается «от периферии к центру» и движется по своеобразной психодраматической спирали (Goldman, Morrison, 1984):
а) актуальная ситуация — разыгрывание проблемы, как она представлена в настоящем или недавнем прошлом;
б) прошлый опыт — постановка ситуаций более отдаленного прошлого (вплоть до самых ранних воспоминаний, фантазий и т. д.), где также презентированы какие-либо значимые аспекты данной проблемы;
в) модификация актуальной ситуации — постепенное возвращение к настоящему и отыгрывание предъявленной проблемы в свете приобретенного опыта (например, пережитого катарсиса или инсайта).
Мы уже видели, что современный психоанализ интересуется прошлым лишь в его отношении к настоящему в текущей жизни пациента вне анализа и в терапевтических отношениях «здесь-и-теперь». Со времен Стрэчи стратегической» задачей психоаналитика является интерпретация прошлого в настоящем. Преобразующими интерпретациями признаются интерпретации переноса, связывающие переживания пациента «здесь-и-теперь» и «там-и-тогда» (Strachey, 1934).
Рут Ризенберг Малколм определяет аналитический процесс как процесс коммуникации (Malcolm, 1986). Пациент коммуницирует свой психический опыт аналитику, переживая его в переносе. Пациент выражает себя и свой внутренний мир не только вербально, он сигнализирует о своем опыте также на уровне паравербальных, поведенческих и телесных проявлений. Аналитик коммуницирует пациенту свое понимание этих переживаний в свете их текущих взаимоотношений. Перенос представляет собой эмоциональные отношения пациента с аналитиком, которые переживаются в настоящем, т. е. в аналитической ситуации «здесь-и-теперь», где прошлое пациента также присутствует в своих различных трансформациях.
Интерпретируя перенос и отношения пациента и аналитика, последний одновременно интерпретирует и прошлое, и настоящее. При этом так называемые генетические интерпретации, т. е. интерпретации, адресующиеся к историческому прошлому пациента, хотя и несут функцию поддержания
136
у него чувства непрерывности жизни, не являются целью аналититической работы. А в психоаналитической терапии расстройств так называемого низкого уровня генетические интерпретации вообще сведены до минимума (Kernberg, et al., 1989). Интерпретации формулируются кратко и, как правило, в терминах, непосредственно адресованных настоящей терапевтической ситуации, текущим терапевтическим отношениям. Аналитик комментирует то, что происходит «здесь-и-теперь», а также поясняет, почему, с его точки зрения, это происходит. Он позволяет отношениям развернуться и затем к этим отношениям привлекает внимание пациента (Malcolm, 1986). И хотя аналитик понимает текущие отношения как функцию прошлого, он в первую очередь фокусируется на непосредственном эмоциональном опыте пациента в таких отношениях. Именно это и помогает пациенту оставаться в резонансе с терапевтическими интервенциями аналитика и на аффективном уровне осознавать то, что происходит с ним сейчас. Только при этих условиях становится оправданным установление смысловых связей с переживаниями пациента вне анализа и с его историческим прошлым. В известном смысле психоаналитическая работа, как и психодраматическое действие, также идет по спирали: настоящая ситуация — прошлый опыт — настоящая ситуация и т. д.
- Искусственность-естественность психотерапевтической среды
- Выделение частей (анализ) и их интеграция (синтез)
- Прошлое и настоящее
- Терапевтические отношения (позиции терапевта и пациента)
- Микропреподавание (microteaching) как метод активной психологической подготовки учителей
- Программа микропреподавания т. Грегори
- Психотехническая подготовка учителей в контексте общей гуманизации школы
- Психологический тренинг развития групп
- Стадии группового развития