Виды поверхностей
С понятием "поверхность" во флористике мы сталкиваемся довольно часто. Плотные цветочные коробочки шаровой примулы, садовой гортензии или сирени из-за плотно прижатых друг к другу цветов воспринимаются как поверхности. Так же и как строго сформированный венок, букет бидермейера, структурный шар и т.д. Мы можем задуматься над понятием "поверхности" при взгляде на структурные картины, фрески, травяного покрытия грунта и т.д.
Что же такое "поверхность"?
Поверхность - это плоская, двухмерная форма.
Поверхность - это площадь, которая окружает и ограничивает тело. Композиционные средства имеют тело, т.е. имеют три пространственных направления, но мы все же рассматриваем часто только поверхность, которая ограничивает наш взгляд в глубину.
Плоскостными являются все экспозиции, которые исходят от положения частей "рядом", "позади", "впереди", "слева", "справа" . Положение "друг над другом", "выше" допускаются только незначительные, так, что поверхность становится несколько неровной.
В зависимости от того, как выполнена поверхность - однородно или с более или менее контрастирующими отрезками - мы говорим о россыпях или разделениях поверхности.
Рассыпать - значит распространять, распределять посредством разбрасывания. Чем качественнее выполнен этот процесс, тем равномернее будет распределен цвет и ровнее структура. Существует принцип равномерного рассыпания: одинаковые или различные части распределяются равномерно на поверхности, при этом расстояния между частями везде примерно равны.
При разном составе смеси распределение сортов везде одинаково. Примерами таких равномерных россыпей может быть листва, стружка, торф или гравий в качестве структурированного грунта, поверхность венка из мха, красочный рисунок цветов на материале, распределение красочных мотивов на подарочной бумаге, цветущий луг и равномерно выпавший снег и т.д.
Равномерная россыпь по своей сути похожа на непрерывный ряд, так как принцип упорядочения легко распознаваем. Равномерность сама по себе действует просто, ясно, свободно от порядка. Ее воздействие исходит от красок и структуры, от единства или различия материала.
Если в россыпях присутствуют группы, сюда притягивается и ритмичное воздействие. Хотя последовательность рассыпанных групп может быть не одинакова, тем не менее возникает оптическое воздействие легкого ритмичного движения.
Таким образом, воздействие россыпей в зависимости от выбора материала и равномерности его распределения можно определить следующими прилагательными: ясное, спокойное, построенное, строгое, унифицированное.
Существует и еще вид поверхности - россыпи с разбросом и сжатием.
В них принцип равномерного распределения одинаковых или различных частей по существу сохраняется. Тем не менее, на поверхности могут образовываться один или несколько центров.
Постепенным увеличением частей создаются точки концентрации, которые подчеркивают часть площади или притягивают к себе взгляд.
Такие сжатия в группах должны находиться там, где необходимо привлечь взгляд.
Во флористике такие поверхности встречаются довольно часто - это и плодовые пирамиды с большими плодами внизу; аранжировки каплеобразной формы с точкой сжатия в центре капельного округления; формовые гирлянды, где мы рассматриваем само образование поверхности; настенные венки, которые расширяются внизу и т.д.
Постепенное изменение размера и плотности приводит к образованию центров, которые привлекают взгляд. Они подчеркивают определенную часть поверхности, разделяют ее на более выделяющиеся и более слабые части. Вследствие этого россыпь со сжатием смотрится требовательнее, чем равномерная россыпь, так как моделирует форму. При этом центры оптически поддерживают связь всех частей экспозиции.