logo
Алгоритм векторного управления состоянием систем различной природы

2. ЛОГИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ

В обозримом прошлом вопросам логики эксплуатации (технического обслуживания) систем не уделялось достаточного внимания, однако с ростом сложности систем и значимости фактора времени при подготовке их к применению эти вопросы стали выдвигаться на передний план. Логика обслуживания включает в себя последовательность выполнения различных операций по контролю, профилактических и восстановительных работ с учетом имеющихся сил и средств, а также состава техники. Логика обслуживания должна учитывать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость техники, её характеристики.

На практике стремятся выбрать такую логику обслуживания системы, чтобы минимизировать средние затраты на её техническое обслуживание и обеспечить при этом эффективность применения системы не ниже заданной. Здесь возможна двойственная задача: логика обслуживания выбирается из условия максимального уровня эффективности применения системы при фиксированных затратах (например, выделенных ассигнованиях и т.д.)

В настоящее время для решения задач по эксплуатации сложных технических систем используются методы теории вероятностей и математической статистики, теории восстановления и управляемых случайных процессов, методы решения стохастических дифференциальных уравнений, теории массового обслуживания, методы математического программирования, вариационного исчисления.

Важное место в развитии современной аналитической теории эксплуатации сложных систем занимают управляемые марковские и полумарковские процессы.

Науку об эксплуатации сложных систем можно было бы назвать наукой об управлении их техническим состоянием с целью получения заданных показателей работы систем при минимальных затратах на эксплуатацию.

Эксплуатация технических систем с низкими характеристиками надежности может привести к значительным потерям и существенно снизить эффективность их использования. Однако само по себе высокие характеристики надежности ещё не гарантируют высокой эффективности. В связи с этим обстоятельством возникает необходимость разработки научно обоснованной стратегии эксплуатации или технического обслуживания. Стратегия эксплуатации технической системы должна быть оптимальной, что позволяет повысить эффективность только за счет рациональной организации технического обслуживания. Разработчик системы знает её лучше, чем кто бы то ни было, знает её сильные и слабые в смысле надежности стороны, её особенности. Кроме того, на этапе разработки возможны изменения конструкции, влияющие на характеристики ремонтопригодности и принципы функционирования. Поэтому оптимальная стратегия технического обслуживания должна создаваться для каждой системы на этапе её разработки и конструирования..

Стратегия технического обслуживания строится с учетом объективных характеристик надежности (безотказности и ремонтопригодности), особенностей исследуемой системы (например, характера индикации отказов, структуры системы) и условий эксплуатации (климатических условий, удаленности от ремонтных баз, наличия запасных частей, ремонтных бригад, ограничений на моменты проведения различных восстановительных работ и т. д.)

Время безотказной работы, длительность восстановления, время индикации отказов и ряд других характеристик определяют состояние системы и эволюцию этих состояний во времени. Случайный характер этих величин позволяет утверждать, что эволюция состояний системы может быть описана некоторым случайным процессом, в зависимости от реализаций которого принимается решение о характере и сроках проведения восстановительных работ.