logo search
Канд_минимум / Философия / Лекции + Шпоры / В29

А6. Семантика квантового вакуума

Специфика торсионных взаимодействий состоит в том, что в силу их информационного характера связан­ная с ними поляризация вакуума по спину не приво­дит к изменению его энергетических характеристик. Это означает, что в соответствии с соотношениями нео­пределенности Гейзенберга действующий локально источник торсионного поля вызывает нелокальное воз­мущение вакуума, а его фантомный «след» может со­храняться очень долго после прекращения действия ис­точника, вызвавшего возмущение. Нелокальность тор­сионного возмущения можно интерпретировать как квантовую информационную телепортацию. и др.,— которые, хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюцион­ной парадигмы.

Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникно­вения Вселенной, образования вещества, звезд и галак­тик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняю­щийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологи­ческом пространстве.

Концепция универсального эволюционизма пока далека от завершения и существует скорее в виде исследовательской программы. Это, однако, не умень­шает ее онтологического, гносеологического и этичес­кого значения. Третий из числа этих аспектов при обсуждении проблемы может вызвать недоумение, однако именно он занимает центральное место во всей концепции.

Дело в том, что из концепции универсального эво­люционизма в качестве следствия можно получить принцип коэволюции человеческого социума и среды обитания, включая космическое пространство. Этот принцип — прямой результат применения методов нелинейного мышления. Для поддержания устойчиво­го, неразрушающегося режима социальной эволюции этот принцип играет фундаментальную роль. Он явля­ется прямой антитезой классического принципа меха­нистического миропредставления — «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — хозяин», — следова­ние которому и привело к экологическому кризису.

На основе идей универсального эволюционизма в настоящее время ведутся разработки программы уни­версальной истории. Есть основания предполагать, что фундаментальным фактором, который определяет он­тологическое единство всех эволюционных процессов, развивающихся на разных уровнях реальности, явля­ются нелокальные и атемпоральные семантические протоструктуры квантового вакуума. В роли перенос­чика антиэнтропийных семантических импульсов, поступающих из этих протоструктур ко всем эволюцио­нирующим объектам живой и неживой природы, выс­тупает торсионное поле. Можно, таким образом, гово­рить о существовании универсальной космологической эволюционной триады «семантические протострукту­ры квантового вакуума— поле кручения простран­ства — процессоры эволюционирующих объектов». В случае человека функции такого процессора прини­мает на себя его мозг — носитель сознания.

****

Б. ПРОБЛЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: МАНИФЕСТ ВИРТУАЛИСТОВ

Б1. ПРЕАМБУЛА: МИР ВИРТУАЛЕН

Мир меняется и меняется понимание мира челове­ком: буквально в последние 30 лет возник новый тип фи­лософии, именуемый «постнеклассическим»; возникли новые подходы в науке (синергетика, экология и др.); возникли информационные технологии, породившие новые профессии и изменившие многие виды прак­тической деятельности. Примет нового мировосприятия можно приводить множество.

Одной из новых мировоззренческих систем является виртуалистика.

В традиционном мировоззрении принято считать, что существует одно (монизм), два (дуализм) или несколько (плюрализм) исходных, вечных, абсолютных, не сводимых друг к другу, «начал» («видов бытия», «сти­хий» и т.п.), которые порождают все остальные реалии. Исходные «начала» считаются истинными, ре­ально существующими, а все остальное – порожден­­ным, неистинным и даже нереальным. Про­ис­хо­дя­щее в исходных началах считается сущностью, порождающей явления, происходящие в порожденных мирах. В виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порож­дающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Мир в целом, как и любая его часть, видится таким, в котором события порождаются, действуют, са­ми порождают другие события, умирают или включа­ются в другие события и т.д. – и все это реально суще­ст­вует. Мир получается многослойным, сложным, непо­стоянным, в котором все время порождаются и уми­рают его части и даже целые слои. И все это истинно, поскольку существует; каждая часть су­ществует на собственных основаниях. И нет ограничений ни «вверх», ни «вниз», ни «вширь», ни «вглубь». Мир виртуален. Виртуалистика делает возможным философски кон­цептуализировать виртуальность, сделать ее пред­метом научных исследований и практических преобразованиий.

****

Во второй половине XX века идея виртуальности воз­никла независимо друг от друга в нескольких сферах нау­ки и техники.

В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия дру­гих частиц. Эти эфемерные частицы были названы вирту­альными. Особенность их заключается в том, что, с од­ной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потен­циально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в на­чальных и конечных условиях взаимодействия.

В компьютерной технике широко используются поня­тия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но создавая особые функциональные отно­шения между элементами компьютера с помощью про­граммных средств, можно обеспечить человеку возмож­ность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превос­ходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответ­ствует никакой конкретно физический носитель и она су­ществует только пока сохраняются построенные пользо­вателем функциональные отношения между элементами компьютера.

В эргономике было обнаружено, что в процессе функ­ционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа возникающие перегрузки заставляют летчика восприни­мать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исклю­чительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Соз­дается необычная, напряженная и физически, и психоло­гически ситуация, которая разряжается сразу после вы­хода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проек­тировании самолетов нельзя абстрагироваться от подоб­ных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и техни­ческой системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989).

В психологии был описан особый тип психических со­стояний, существующих только актуально. Этот тип пси­хологических состояний был назван "виртуальными со-стояниями" (Носов, Генисаретский, 1986).

Исследования в эргономике по созданию принципи­ально нового типа средств отображения информации, на­чавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е го­ды, привели к разработке так называемой "виртуальной кабины самолета". Новизна идеи виртуальной кабины са­молета заключалась в создании так называемого голов­ного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться "перчаткой" с датчика­ми, с помощью которых управляют изображением. Управ­ляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодей­ствия с виртуальным объектом – тогда человек будет фи­зически чувствовать изменения, происходящие с объек­том.

Головной шлем, с одной стороны, оказался идеаль­ным средством для реализации идеи "искусственной ре­альности", разрабатываемой с б0-х годов М.Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию "искусст­венной реальности" и пытался создать техническую си­стему, интегрирующую в едином информационном прост­ранстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи кибер-пространства, восходящей к работам М.Маклюэна и В.Гибсона.

В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, тер­мин "виртуальная реальность" стал в обыденном созна­нии ассоциироваться исключительно с компьютерами.

Б2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВИРТУАЛИСТИКИ

Виртуалистика – это не философия и не наука, а тип мировоззрения, точнее, постнеклассического мировоззрения. Виртуалистика – это не отрицание традиционной философии и науки, но расширение поля действия: виртуалистика вводит в мировоззрение новую реальность и предлагает новый взгляд на мир. Ба­зо­вой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея виртуального существования (виртуальной реальности). Что такое виртуальная реальность?

Виртуальная реальность - реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологиче­ская, социальная, техническая и проч.), обладающая сле­дующим рядом свойств:

Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока ак­тивна порождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»).

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. «Вир­туальность» и «константность» образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В виртуалистике виртуальность противопостав­ляется не субстанциальности, как это было в традиционной философии, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону: виртуальная реальность может свернуться в элемент своей константной реальности. Система взаимопорождений и свертываний виртуальных и константных реальностей образует онтологическую модель. Виртуальная онтологическая модель является новой для мировой философии.