А6. Семантика квантового вакуума
Специфика торсионных взаимодействий состоит в том, что в силу их информационного характера связанная с ними поляризация вакуума по спину не приводит к изменению его энергетических характеристик. Это означает, что в соответствии с соотношениями неопределенности Гейзенберга действующий локально источник торсионного поля вызывает нелокальное возмущение вакуума, а его фантомный «след» может сохраняться очень долго после прекращения действия источника, вызвавшего возмущение. Нелокальность торсионного возмущения можно интерпретировать как квантовую информационную телепортацию. и др.,— которые, хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюционной парадигмы.
Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве.
Концепция универсального эволюционизма пока далека от завершения и существует скорее в виде исследовательской программы. Это, однако, не уменьшает ее онтологического, гносеологического и этического значения. Третий из числа этих аспектов при обсуждении проблемы может вызвать недоумение, однако именно он занимает центральное место во всей концепции.
Дело в том, что из концепции универсального эволюционизма в качестве следствия можно получить принцип коэволюции человеческого социума и среды обитания, включая космическое пространство. Этот принцип — прямой результат применения методов нелинейного мышления. Для поддержания устойчивого, неразрушающегося режима социальной эволюции этот принцип играет фундаментальную роль. Он является прямой антитезой классического принципа механистического миропредставления — «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — хозяин», — следование которому и привело к экологическому кризису.
На основе идей универсального эволюционизма в настоящее время ведутся разработки программы универсальной истории. Есть основания предполагать, что фундаментальным фактором, который определяет онтологическое единство всех эволюционных процессов, развивающихся на разных уровнях реальности, являются нелокальные и атемпоральные семантические протоструктуры квантового вакуума. В роли переносчика антиэнтропийных семантических импульсов, поступающих из этих протоструктур ко всем эволюционирующим объектам живой и неживой природы, выступает торсионное поле. Можно, таким образом, говорить о существовании универсальной космологической эволюционной триады «семантические протоструктуры квантового вакуума— поле кручения пространства — процессоры эволюционирующих объектов». В случае человека функции такого процессора принимает на себя его мозг — носитель сознания.
****
Б. ПРОБЛЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: МАНИФЕСТ ВИРТУАЛИСТОВ
Б1. ПРЕАМБУЛА: МИР ВИРТУАЛЕН
Мир меняется и меняется понимание мира человеком: буквально в последние 30 лет возник новый тип философии, именуемый «постнеклассическим»; возникли новые подходы в науке (синергетика, экология и др.); возникли информационные технологии, породившие новые профессии и изменившие многие виды практической деятельности. Примет нового мировосприятия можно приводить множество.
Одной из новых мировоззренческих систем является виртуалистика.
В традиционном мировоззрении принято считать, что существует одно (монизм), два (дуализм) или несколько (плюрализм) исходных, вечных, абсолютных, не сводимых друг к другу, «начал» («видов бытия», «стихий» и т.п.), которые порождают все остальные реалии. Исходные «начала» считаются истинными, реально существующими, а все остальное – порожденным, неистинным и даже нереальным. Происходящее в исходных началах считается сущностью, порождающей явления, происходящие в порожденных мирах. В виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Мир в целом, как и любая его часть, видится таким, в котором события порождаются, действуют, сами порождают другие события, умирают или включаются в другие события и т.д. – и все это реально существует. Мир получается многослойным, сложным, непостоянным, в котором все время порождаются и умирают его части и даже целые слои. И все это истинно, поскольку существует; каждая часть существует на собственных основаниях. И нет ограничений ни «вверх», ни «вниз», ни «вширь», ни «вглубь». Мир виртуален. Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразованиий.
****
Во второй половине XX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких сферах науки и техники.
В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия других частиц. Эти эфемерные частицы были названы виртуальными. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в начальных и конечных условиях взаимодействия.
В компьютерной технике широко используются понятия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но создавая особые функциональные отношения между элементами компьютера с помощью программных средств, можно обеспечить человеку возможность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превосходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответствует никакой конкретно физический носитель и она существует только пока сохраняются построенные пользователем функциональные отношения между элементами компьютера.
В эргономике было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа возникающие перегрузки заставляют летчика воспринимать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исключительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Создается необычная, напряженная и физически, и психологически ситуация, которая разряжается сразу после выхода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проектировании самолетов нельзя абстрагироваться от подобных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и технической системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989).
В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван "виртуальными со-стояниями" (Носов, Генисаретский, 1986).
Исследования в эргономике по созданию принципиально нового типа средств отображения информации, начавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е годы, привели к разработке так называемой "виртуальной кабины самолета". Новизна идеи виртуальной кабины самолета заключалась в создании так называемого головного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться "перчаткой" с датчиками, с помощью которых управляют изображением. Управляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодействия с виртуальным объектом – тогда человек будет физически чувствовать изменения, происходящие с объектом.
Головной шлем, с одной стороны, оказался идеальным средством для реализации идеи "искусственной реальности", разрабатываемой с б0-х годов М.Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию "искусственной реальности" и пытался создать техническую систему, интегрирующую в едином информационном пространстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи кибер-пространства, восходящей к работам М.Маклюэна и В.Гибсона.
В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, термин "виртуальная реальность" стал в обыденном сознании ассоциироваться исключительно с компьютерами.
Б2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВИРТУАЛИСТИКИ
Виртуалистика – это не философия и не наука, а тип мировоззрения, точнее, постнеклассического мировоззрения. Виртуалистика – это не отрицание традиционной философии и науки, но расширение поля действия: виртуалистика вводит в мировоззрение новую реальность и предлагает новый взгляд на мир. Базовой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея виртуального существования (виртуальной реальности). Что такое виртуальная реальность?
Виртуальная реальность - реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), обладающая следующим рядом свойств:
Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.
Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность.
Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»).
Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.
В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. «Виртуальность» и «константность» образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В виртуалистике виртуальность противопоставляется не субстанциальности, как это было в традиционной философии, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону: виртуальная реальность может свернуться в элемент своей константной реальности. Система взаимопорождений и свертываний виртуальных и константных реальностей образует онтологическую модель. Виртуальная онтологическая модель является новой для мировой философии.
- Вопрос № 29
- А1. Построение теории большого объединения
- Общая характеристика физических взаимодействий
- 1. Гравитационное взаимодействие
- 2. Электромагнитное взаимодействие
- 3. Слабое взаимодействие
- 4. Сильное взаимодействие
- Теории большого объединения и суперобъединения
- А2. Проблема антивещества
- А3 будущее вселенной
- А4. Антропнын принцип
- А5. Проблема внеземного разума
- А6. Семантика квантового вакуума
- Принципы виртуалистики
- В. Пассионарность
- II. Аксиологические проблемы
- Коэволюция
- III. Логико-гносеологические проблемы
- Эвристика
- Методы решения задач