logo
Канд_минимум / Философия / Лекции + Шпоры / В29

В. Пассионарность

Это теория Льва Николаевича Гумилева (1912—1992), который занимался вопросами «влияния географической среды на формирования поведения человека». Своеобразие концепции Г. опре­деляется прежде всего ее исходными уста­новками:

1) преодолеть понимание исто­рического как «над природного» посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов; сфера историко-географических закономерностей связывается Г. с феноменом этноса;

2) подчеркнуть принципиальную «мозаичность» человечества, лишающую осно­ваний европоцентристское разделение народов на исторические и неисторичес­кие, передовые и отсталые; исторические свершения связываются Г. не с прогрес­сом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований - этносов;

3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплес­ках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (на­пример, завоевания Александра Маке­донского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не на­шедших вразумительного объяснения;

4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентировать­ся на исследовательские стандарты и по­нятийный аппарат естественных наук; эт­нос трактуется Г. как природное (хотя и не биологическое) явление.

Отношение Г. к историческому материализму напомина­ет позднесредневековую концепцию «двух истин»: поступательное развитие обшественно-экономических формаций не отрицается, но фактически относится к разряду «истин веры», тогда как строго научное «эмпирическое обобщение» представляет историю как сеть природ­ных процессов этногенеза. Этнология, разработанная Г., подчеркнуто и последо­вательно еретична — им отвергаются все выделяемые традиционной наукой при­знаки этноса: язык, особенности культу­ры, этноним, самосознание, единство происхождения. Единственным реаль­ным этнодифференцирующим призна­ком Г. считает этнический стереотип по­ведения, за которым стоит гипотетическое «этническое поле».

«Этнос» — центральное в исследованиях Л, Гумилева поня­тие — интерпретируется как «замкнутая система дискретного типа», обладающая «органичным и оригинальным мироощу­щением». Наш универсум представляет собой совокупность относительно отграниченных друг от друга сфер, это литосфе­ра, гидросфера, атмосфера, биосфера и этносфера.

Этносфера — мозаичная антропосфера, постоянно меняющаяся в ис­торическом времени и взаимодействующая с ландшафтом планеты. Поскольку человечество распространено по поверх­ности суши повсеместно, но не равномерно, целесообразно его рассмотреть как одну из оболочек Земли, но с обязатель­ной поправкой на этнические различия. Этносфера должна иметь и свои закономерности развития, отличные от природ­ных и социальных. Выявляя принципиальное качественное развитие понятий «этнос» и «раса», следует указать на весьма образное дифференцирование: если по внешнему виду, пси­хологическим особенностям, анатомическим признакам и в биологическом процессе видообразования расы играют боль­шую роль, то в отношении того, как людям жить, работать, как процветать и как погибать, расовые характеристики зна­чения не имеют.

Центральное теоретическое ядро концепции Л. Гумилева — проблема пассионарности. Под пассионарностью (passio — от лат. «страсть») он подразумевает особый вид энергии, представ­ляющий собой «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое». Пассионарность есть некая «точка» — ис­точник волны, заставляющий всякий раз материю реоргани­зовываться, это биофизический фактор, который выступает в виде способности и стремления к изменению окружающей среды, или, переводя на язык физики, к нарушению инфор­мации агрегатного состояния среды. Пассионарный толчок ведет к мутации. Рождение мутантов есть, по Гумилеву, рождение пассионариев — индивидов с повышенной энергетичностью. Импульс пассионарности может быть так силен, что носители данного признака не могут заставить себя рассчитать послед­ствия своих поступков. Поэтому пассионарность следует пони­мать не как атрибут сознания, а как важный признак, выража­ющийся в конституции нервной системы; она обитает в сфере эмоций в отличие от активности, связанной с деятельностью сознания. Причем пассионариев могут характеризовать весьма и весьма далекие от идеальных спецификации: амбициозность, гордость, тщеславие, алчность и пр. «Пассионарность — это ха­рактерологическая доминанта, необходимое внутреннее стрем­ление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, на­правленной на осуществление какой-либо цели (чаще иллюзор­ной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни и счастья современников и со­племенников» . Степень пассионарности может быть различ­ной, но для того, чтобы это явление имело явные и фиксируемые в истории проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т. е. пассионарность полагается не только как признак индивидуальный, но и как популяционный.

В историко-культурном процессе, по мнению Гумилева, имеют место три разновидности индивидов: пассионарии, суб­пассионарии и гармоничные люди. Среди первых возможно вы­деление пассионариев духа и пассионариев плоти. Пассиона­риями называют людей с наличием отрицательных импульсов и характеризующихся страстным стремлением к действию наперекор всему и даже во вред себе. Людей же, носящих по­ложительные, жизнеутверждающие импульсы, именуют суб­пассионариями. По мнению Л. Гумилева, они сменяют пасси­онариев, когда те вырождаются. Их считают «примитивны­ми», «отсталыми людьми», выход на широкую арену которых означает конечное состояние этноса, так как кроме инстинк­тивных импульсов у них ничего больше нет.

Индивиды-пассионарии (в просторе­чии — «великие люди») посредством пассионарной индукции «заражают» своих соплеменников, обеспечивая высокий уровень пассионарного напряжения эт­носа в целом. Универсальная схема этно­генеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение рас­траты полученного энергетического им­пульса к состоянию гомеостаза (равнове­сия с окружающей средой). Анализ гео­графии процессов этногенеза (зоны этногенеза представляют собой сплош­ные полосы на земной поверхности, огра­ниченные кривизной земного шара) при­водит Г. к гипотезе о внепланетном про­исхождении пассионарных толчков.