logo search
Пропедевтика геометрии

5. Роль пропедевтического курса в современной геометрии.

Возраст с 6-12 лет – сенситивный период (для развития пространственного мышления).

В системном курсе геометрии информация представлена в виде логической структуры (дедуктивный курс), т.е. есть своя аксиоматика, теоремы, доказательства, системы задач.

Изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда база для усвоения, понимания и осознания понятий уже сформирована.

Идея начального обучения элементарной геометрии не нова.

Я. А. Каменский и И.Г. Песталоцци выдвинули идею об обучении детей 6-12 лет элементарной геометрии, при этом они опирались на принцип наглядности, придали обучению развивающий характер.

В ХХ в. в 50-е годы появляется масса разнообразных исследований по педагогике и психологии (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Пиаже). В основе обучения психология.

Карасев, А.М. Пышкало внесли значительный вклад в разработку курса по наглядно-практической геометрии.

Карасев «Элементы наглядной геометрии».

М. Н. Вески «Методика геометрии».

А.М. Пышкало предлагает методику формирования геометрических представлений и понятий.

На современном этапе:

Элементы пропедевтического курса геометрии в учебниках математики:

    1. «Математика, 5», «Математика, 6»Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

    2. «Математика, 5», «Математика, 6» под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.

Пропедевтические курсы:

    1. В.А. Гусев для 5-6 классов.

    2. Г.А. Клековкин «Геометрия».

    3. В.А. Панчищина «Геометия для младших школьников».

    4. Н.С. Подходова «Геометрия в пространстве».

    5. Т.Г. Ходот и др.

    6. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.

В.А. Гусев.

Цель курса. Формирование у учащихся общей картины мира, предоставление школьникам возможности его познания с использованием геометрических знаний

Материал курса развивает представления школьников, полученные в начальной школе.

Задачи курса. Показать как геометрия помогает познавать окружающий мир, как с помощью геометрии понять его закономерности, как использовать геометрию в практической жизни.

В учебнике Гусева В.А. «Я в пространстве», основная методическая линия – взаимосвязанное изучение свойств плоских и пространственных фигур. Плоские фигуры изучаются не сами по себе, а как части пространства. Раздельное изучение фигур на плоскости и в пространстве, не позволяет ученику увидеть общие закономерности геометрии. Учебник построен на дискуссии. Приведены 6 групп задач:

  1. задачи вопросы (проверка усвоения);

  2. стандартные (простые);

  3. учебные (переходный этап);

  4. творческие;

  5. исследовательские (после изучения нескольких тем);

  6. задачи для самостоятельного контроля.

Много знаний из практики. Автор постоянно соотносит геометрические факты с реальностью.

В курсе прослеживается пропедевтика и развитие пространственных представлений учащихся.

Г.А. Клековкин «Геометрия».

Те же идеи, что и у Гусева. Курс носит наглядный практический характер.

В.А. Панчищина «Геометрия для младших школьников».

Цель курса. Данная программа направлена на зарождение, накопление, осмысление, некоторую систематизацию геометрической информации.

Создается запас геометрических представлений, который в дальнейшем обеспечит основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимально разовьет познавательные способности детей.

Тематические блоки:

  1. Геометрические фигуры.

  2. Путешествие по каменной летописи века (включая готику, древнюю Русь и современную архитектуру).

  3. Конструкции: шашки, кубики.

  4. Координаты и фигуры.

  5. Симметрия.

  6. Геометрические величины (V,S и т.д.).

  7. Фигуры на экране компьютера: тангран.

Возможные варианты изучения курса:

с 4 по 6 класс,

с 4 по 5 класс.

Н.С. Подходова «Геометрия в пространстве».

Цель курса. Развитие пространственного мышления и рассмотрение окружающего мира с геометрической позиции на основе опыта ребенка.

В содержание включаются материал, связанный с разнообразными областями культуры и природы. Есть задания, направленные на развитие многозначного видения; задания, решаемые разными способами и мотивационные задания.

Структура изучения геометрии:

  1. 1-3 класс. Сюжетная дидактическая игра, в процессе которой дети знакомятся с геометрическими формами и плоскими пространствами.

  2. 5-6 класс. Наглядный курс. Построена в логике дедуктивного. Основана на конструировании.

  3. 7-9 класс. Дедуктивный курс планиметрии с элементами стереометрии.

Возможные варианты построения курса геометрии:

  1. а) изучение планиметрии;

б) изучение стереометрии.

  1. Планиметрия с элементами стереометрии.

  2. Узеонинский курс (идея совместного изучения планиметрии и стереометрии).

  1. 10-11 класс. Дедуктивный курс. Углубление знаний по планиметрии на базе решения соответствующих задач.

Т.Г. Ходот

В 5-6 классе следует предоставить ребенку возможность, познакомится с тем, как устроены геометрические фигуры.

Вовлечь в конструирование, рисование, включить в процесс познания их свойства.

Все содержание курса и способ изложения предмета должны опираться на предыдущий опыт ребенка. При этом основой для всего курса – единая система визуальной поддержки.

Вся логика пропедевтического курса должна быть приближена к логике систематического курса.

Большое внимание следует уделять развитию речи ребенка, работе с терминами, формулировками определений.

Система заданий, упражнений должна с одной стороны знакомить детей с навыками проведения простейших логических операций.

Учебник хорошо иллюстрирован, много фотографий, рисунков. Задания выделены блоками.

И.Ф. Шарыгин.

Этапы обучения в школе:

    1. Начальный этап (в начальной школе).

    2. В средней школе.

    3. В основной школе.

Эклектичность – смешение стилей

Ученика необходимо познакомить с различными точками зрения, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбрать то, что ему нравится.

По направлениям:

  1. Знакомство со свойствами простейших геометрических фигур.

  2. Выработка навыков по изображению этих фигур.

  3. Развитие геометрической интуиции

8