Я знаю, что ничего не знаю
Сократ утверждал: «я знаю, что ничего не знаю». По форме это логически противоречивое утверждение (если человек ничего не знает, то не может знать и о том, что он не знает). По содержанию же это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. (Сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности — такова болезнь невежд». Или Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»). Сократовский парадокс указывает еще на такую особенность познавательного процесса: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой незнаемого, т. е., грубо говоря, чем больше мы знаем, тем больше знаем, что не знаем. Физик Р. Милликен говорил: «Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения». Такое противоречие можно наглядно представить следующим образом: рисунок см. на сл. стр.
С познанием, т. е. увеличением круга знания увеличивается сфера соприкосновения с миром незнания. Вот что писал по этому поводу Д. Данин:
незнание НЕЗНАНИЕ
знание ЗНАНИЕ
познавательный процесс
«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом. Об этом давно замеченном свойстве научного прогресса прекрасно сказал однажды Луи де Бройль:
«В большой аудитории Сорбонны на отличной фреске, созданной Пюви де Шаванном, изображены на обширной поляне фигуры, несколько стилизованные, согласно обычной манере этого художника; они символизируют человечество, наслаждающееся самыми возвышенными духовными радостями: литературой, наукой и искусством; но эту светлую поляну окружает темный лес, который символически указывает нам, что, несмотря на блестящие завоевания мысли, тайны вещей продолжают окружать нас со всех сторон.
Да, мы находимся в центре огромного темного леса. Понемногу мы освобождаем вокруг себя небольшой участок земли и создаем маленькую поляну. И теперь, благодаря успехам науки, мы непрерывно и во все возрастающем темпе раздвигаем ее границы. Однако все время перед нами пребывает эта таинственная опушка леса — непроницаемого и безграничного леса Неведомого».
…То, что так велеречиво высказал ученый, суховато выразил писатель:
«Наука всегда оказывается неправой. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятки новых».
Узнается почерк Бернарда Шоу: раз общепризнанно, что на стороне науки всегда есть доказанная правота, ему нужно было убедить нас в обратном — она всегда не права.
Он подумал о науке в момент ее торжества — в момент открытия, когда она и вправду безоружна перед лицом новых «почему», обращенных ею же самой к чуть поредевшему лесу Неведомого. Нет у нее покуда ответов на эти новые «почему», которых никто и не задавал бы до состоявшегося открытия. И она в очередной раз «оказывается неправой» именно на гребне успеха. И чем масштабней открытие, тем более «неправой» оказывается она: тем больше вопросов приводит оно с собой.»1
* * *
- М осква 2005
- Оглавление
- Занимательная философия (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)
- Анекдоты о Диогене из Синопа
- Апории Зенона
- Сила и слабость философа
- Философия
- Аллегория философии
- Любовь и мудрец
- Гипатия
- Дружба — дар богов
- Земная красота (Картина Тициана «Венера Урбинская»)
- Терпимость по Сократу
- Терпимость по Вольтеру
- Я. Корчак: Что значит быть «добрым»?
- Мысленно ставить себя на место других
- Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…»
- Гений и злодейство — две вещи несовместные
- Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?
- Много ли человеку нужно?
- Клевета погубила философа
- Буриданов осел
- Нельзя объять необъятного
- Долг и склонности по Канту
- Кант: Бога нет — Бог должен быть
- Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте)
- Кто мыслит абстрактно?
- Ложь во спасение
- Притча а. Шопенгауэра о дикобразах
- «Смирение» л. Н. Толстого
- Измерения человека (Рисунок Леонардо да Винчи)
- Философия как категориальная картина мира
- Порядок и хаос (часы и облака)
- Бесконечность вглубь и вширь
- Смешение: порядок и хаос (жизнь и умирание) (Лицо человека и дерево без листьев)
- После этого, значит по причине этого
- Я знаю, что ничего не знаю
- Почему а. Эйнштейн делал открытия?
- Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?)
- Плешивый/неплешивый в. А. Жуковский
- Крайние рационалисты и барон Мюнхгаузен
- Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным?
- Остроумный ответ Гегеля всем отрицающим общее в вещах
- Эмпирики не любят общих рассуждений…
- Быть или Иметь?
- Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу
- Что есть истина?
- Платон и Аристотель
- Что такое свобода?
- Мыслитель (Огюст Роден. Мыслитель)
- Как мы думаем, так и живем
- Хитрость
- Мудрость
- Язык без костей или мозги набекрень
- Глупость философов
- Мозаика философской глупости
- Тело — темница души?
- Плотское условие размножения человека — зло?
- Тарабарский язык и наукообразная белиберда
- Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме
- Глупость нерассудительности
- Глупые альтернативы
- Секрет счастья
- Оптимизм и пессимизм
- Притча о надежде
- Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной
- Вред гиподинамии
- Антикультура — болезнь цивилизации
- Две крайности в понимании природы человеческих отношений
- Держится ли власть на страхе? Критика гоббсовского понимания власти
- Старый студенческий анекдот из советских времен
- А. В. Кацура. Шуточные стихи
- А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии ан ссср конца 60-х годов
- Философский анекдот
- Анекдот о Мартине Хайдеггере
- А. Н. Чанышев. Шуточные стихи
- Анекдот о смысле бытия
- Что такое диалектика, логика и философия?
- Егор Шугаев. Кто (что) появилось раньше: курица или яйцо? (на соискание Нобелевской премии) 1
- Да здравствуют музы, да здравствует разум!
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философское понимание мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Лев Евдокимович балашов занимательная философия Учебное пособие