Буриданов осел
На философском факультете Сорбонны лекции читал именно ректор, и звали его Жан Буридан. Он был известен тем, что предложил оригинальное решение парадокса "Лжец". Но что или кто навеки прославил ректора Жана, так это его философский осел. По слухам, Буридан, рассуждая на лекциях о свободе воли, из года в год рисовал перед нерадивыми студентами следующую красочную картину — представьте, стоит осел на совершенно одинаковом расстоянии между двумя охапками пышного сена. И что ему делать?
И та, и другая охапка одинаково притягательна и вкусна и наш бедный ослик должен тихо скончаться от голода, так и не решив, какое же сено ему выбрать!
"Однако где вы видели, чтобы ослы в таких ситуациях умирали?" — спрашивал у слушателей Буридан. Если бы это было так, то, вероятно, вся Азия была бы завалена ослиными трупами. Ослы же совершенно спокойно гуляют по Азии между охапками сена или между двумя одинаковыми лугами и с аппетитом жуют и то, и другое.
Значит, делает вывод Буридан, поведение животного, а уж тем более человека не определяется внешними обстоятельствами, и раз философские ослы не умирают, значит, свобода воли существует! Ура!
Можно предположить, что слушателям так понравился или наоборот так надоел этот пример с ослом, что они навеки вечные связали его с Буриданом и обозвали осла по латыни Буридановым — получилось: "Asinus Buridani inter duo prata" — Буриданов осел между двух лугов.
Но вот что удивительно! В работах самого Буридана его знаменитый Осел не обнаруживается. Получается, что Буриданов Осел — не Буриданов Осел! Тогда чей же он?
А вот чей — ситуация выбора при двух одинаковых возможностях встречается уже у древних философов, а непосредственно перед Буриданом почти о том же рассказал Данте в своей великой "Божественной комедии":
Меж двух равно манящих яств, свободный
В их выборе к зубам бы не поднес
Ни одного и умер бы голодный…
Так агнец медлил бы меж двух угроз
Прожорливых волков, равно страшимый;
Так медлил бы меж двух оленей пес.
И то, что я молчал, равно томимый
Сомненьями, счесть ни добром, ни злом
Нельзя, раз этот путь необходимый".1
————————
Согласно учению французского философа XIV века Жана Буридана, человек действует соответственно тому, как судит его разум. Если разум решит, что преподносящееся ему благо есть благо совершенное и всестороннее, то воля устремляется к нему. Из этого следует, что если разум признает одно благо высшим, а другое — низшим, то воля, при прочих равных, устремится к высшему. Когда же разум признает то и другое блага равноценными, то воля совсем не может действовать. В качестве иллюстрации своего учения Буридан приводил осла, стоящего между двух одинаково привлекательных охапок сена, но не способного выбрать одну из них. Поэтому Буридановым ослом называют человека нерешительного, колеблющегося в выборе между двумя равноценными желаниями. В дошедших до нас сочинениях философа эти размышления не сохранились, поэтому доподлинно неизвестно, правда это или вымысел, хотя пословица, звучащая на латыни «Asinus Buridani inter duo prata» («Буриданов осел между двух лугов»), существует.1
———————
В.А. Абчук о важности уравновешенного подхода к сознательному и волевому аспектам свободного выбора:
“...Жан Буридан сочинил забавную притчу об осле, который подох с голода, так как не смог выбрать одну из двух одинаковых охапок сена, оставленных ему хозяином. Печальная история буриданова осла — лучшая иллюстрация того, что может приключиться, если у принимающего решение отсутствует воля. В этом свете становится понятным странный на первый взгляд афоризм "Лучше одно плохое решение, чем два хороших"...
Необходимость и важность волевого начала решения несомненна. Но руководителя-"волевика" подстерегает другая опасность, не менее страшная, чем та, что погубила бедного осла, — опасность свести решение исключительно к волевому акту, лишить свой выбор мудрой обоснованности. Подобного рода действия имеют даже специальное научное название — "волюнтаризм"...
Итак, в слове "решил", наряду с академическим "представляется возможным", должны четко прослушиваться и металлические нотки "быть по сему". Все дело в правильной пропорции "академизма" и "металла". Каким же должно быть это важное соотношение? Пополам? Один к двум?... Ответа на этот вопрос вы не найдете ни в одном учебнике — для каждого решения пропорция должна быть своя. Впрочем, некую общую закономерность можно все же уяснить, "Семь раз отмерь, один отрежь" (7:1), не наоборот. Расчетному началу решения, "отмерить", отдается явное предпочтение. ”2.
* * *
- М осква 2005
- Оглавление
- Занимательная философия (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)
- Анекдоты о Диогене из Синопа
- Апории Зенона
- Сила и слабость философа
- Философия
- Аллегория философии
- Любовь и мудрец
- Гипатия
- Дружба — дар богов
- Земная красота (Картина Тициана «Венера Урбинская»)
- Терпимость по Сократу
- Терпимость по Вольтеру
- Я. Корчак: Что значит быть «добрым»?
- Мысленно ставить себя на место других
- Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…»
- Гений и злодейство — две вещи несовместные
- Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?
- Много ли человеку нужно?
- Клевета погубила философа
- Буриданов осел
- Нельзя объять необъятного
- Долг и склонности по Канту
- Кант: Бога нет — Бог должен быть
- Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте)
- Кто мыслит абстрактно?
- Ложь во спасение
- Притча а. Шопенгауэра о дикобразах
- «Смирение» л. Н. Толстого
- Измерения человека (Рисунок Леонардо да Винчи)
- Философия как категориальная картина мира
- Порядок и хаос (часы и облака)
- Бесконечность вглубь и вширь
- Смешение: порядок и хаос (жизнь и умирание) (Лицо человека и дерево без листьев)
- После этого, значит по причине этого
- Я знаю, что ничего не знаю
- Почему а. Эйнштейн делал открытия?
- Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?)
- Плешивый/неплешивый в. А. Жуковский
- Крайние рационалисты и барон Мюнхгаузен
- Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным?
- Остроумный ответ Гегеля всем отрицающим общее в вещах
- Эмпирики не любят общих рассуждений…
- Быть или Иметь?
- Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу
- Что есть истина?
- Платон и Аристотель
- Что такое свобода?
- Мыслитель (Огюст Роден. Мыслитель)
- Как мы думаем, так и живем
- Хитрость
- Мудрость
- Язык без костей или мозги набекрень
- Глупость философов
- Мозаика философской глупости
- Тело — темница души?
- Плотское условие размножения человека — зло?
- Тарабарский язык и наукообразная белиберда
- Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме
- Глупость нерассудительности
- Глупые альтернативы
- Секрет счастья
- Оптимизм и пессимизм
- Притча о надежде
- Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной
- Вред гиподинамии
- Антикультура — болезнь цивилизации
- Две крайности в понимании природы человеческих отношений
- Держится ли власть на страхе? Критика гоббсовского понимания власти
- Старый студенческий анекдот из советских времен
- А. В. Кацура. Шуточные стихи
- А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии ан ссср конца 60-х годов
- Философский анекдот
- Анекдот о Мартине Хайдеггере
- А. Н. Чанышев. Шуточные стихи
- Анекдот о смысле бытия
- Что такое диалектика, логика и философия?
- Егор Шугаев. Кто (что) появилось раньше: курица или яйцо? (на соискание Нобелевской премии) 1
- Да здравствуют музы, да здравствует разум!
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философское понимание мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Лев Евдокимович балашов занимательная философия Учебное пособие