Задания
Задание 2.1
Доказать, что ток проводимости , текущий по проводам, равен току смещения между двумя параллельными пластинами конденсатора C. Напряжение источника равно .
Решение (стр.278, пример 5.11)
(1)
поскольку , A–площадь пластин, d–расстояние между пластинами. Далее
. (2)
Поскольку , а то , то из (2) имеем
(3)
Задание 2.2
Используя теорему Пойнтинга доказать, что изменение энергии – мощности, которая накапливается в конденсаторе (область между металлическими пластинами в схеме на рисунке) происходит за счёт мощности, поступающей через боковую поверхность структуры. Потерями в проводниках пренебрегаем, размеры
Решение (стр.289, пример 5.18)
Теорема Пойнтинга для области между металлическими пластинами:
. (1)
Полагая электрическое поле однородным между пластинами запишем электрическую энергию, запасённую в структуре (полная магнитная энергия равна нулю)
. (2)
Изменение энергии во времени
, (3)
и последним слагаемым в правой части пренебрегаем, так как потери отсутствуют.
Чтобы определить левую часть (1), требуется найти . Используем второе уравнение Максвелла в интегральной форме:
. (4)
Применив его к контуру L в виде окружности радиуса и поверхности S в виде круга радиуса . Тогда, поскольку внутри структуры , имеем
. (5)
Теперь можем записать вектор Пойнтинга и левую часть в (1):
. (6)
Сравнение выражений (3) и (6) и есть доказательство задания. Пример показывает, что теорема Пойнтинга может быть интерпретирована в терминах теории электрических цепей.
Задание 2.3
Найти аналитически и, используя MATLAB, потенциал V и вектор напряженности электрического поля двух зарядов, расположенных на расстоянии d в свободном пространстве. Используя MATLAB построить поверхность распределения электрического потенциала и вектор напряженности электрического поля в области, окружающей заряд. Графическое построение проводить в интервалах м, и с шагом по осям x и y равным 0.1. Графики выводятся в одном окне.
a) 1 нКл, -1 нКл, d = 0.5 м.
б) 1 нКл, -1 нКл, d = 0.4 м.
в) 1 нКл, -1 нКл, d = 0.25 м.
г) 1 нКл, 1 нКл, d = 0.5 м.
д) 1 нКл, 1 нКл, d = 0.4 м.
е) 1 нКл, 1 нКл, d = 0.25 м.
Решение (стр.97, пример 2.11)
Общее выражение для электрического потенциала имеет вид:
, где –объёмная плотность электрических зарядов в объёме V, . Тогда (для варианта а))
. (1)
Будем далее полагать, что . При таком предположении , и для (1) имеем, опуская очевидные преобразования:
. (2)
Если r >> d, то конфигурация на рисунке называется электрическим диполем.
Используем MATLAB для построения распределения электрического потенциала
clear;
% Интервалы построения графиков
xmin = -1;
xmax = 1;
ymin = -1;
ymax = 1;
step = 0.1;
% Величины зарядов
Q1 = 1e-9;
Q2 = -1e-9;
% Диэлектрическая постоянная
e0 = 8.854187817e-12;
[x, y] = meshgrid(xmin: step: xmax, xmin: step: xmax);
R1 = (x .^ 2 + (y - 0.25) .^ 2) .^ 0.5;
R2 = (x .^ 2 + (y + 0.25) .^ 2) .^ 0.5;
V = (Q1 ./ (4 * pi * e0 * R1) ) + (Q2 ./ (4 * pi * e0 * R2) );
[u, v] = gradient (V, step);
subplot (2, 1, 1)
surf(x, y, V)
axis off
view(-37.5, 20)
text(-3, -2, 35, '(a)', 'fontsize', 18)
subplot (2, 1, 2)
contour(x / 5, y / 5, V, 10)
hold on
axis square
quiver (x, y, -u, -v, 1)
axis equal
axis off
hold off
text(-1/2, 1/4, '(b)', 'fontsize', 18)
Задание 2. 4.
Заряд Q равномерно распределён внутри сферы радиуса . Рассчитать аналитически электрическое поле вне и внутри сферы и построить соответствующий график, используя MATLAB. Интервал изменения .
а) Q = 1 нКл, a = 1 см.
б) Q = 0.5 нКл, a = 1 см.
в) Q = 0.1 мкКл, a = 1 см.
г) Q = 1 нКл, a = 0.5 см.
д) Q = 0.5 мкКл, a = 2 см.
е) Q = 1 нКл, a = 3 см.
Решение (стр.78, пример 2.7)
Объёмная плотность электрических зарядов . Используем теорему Гаусса
. (1)
Пусть , тогда .
Пусть , тогда .
Амплитуда электрического поля линейно увеличивается с радиусом.
Используем MATLAB для построения графика.
clear;
% Дано
Q = 1e-9;
a = 1e-2;
% Максимальное значение на графике по оси x
r_max = 3 * a;
step = 1e-3;
e0 = 8.854187817e-12;
% График для r = [0; a]
r1 = 0: step: a;
E_r1 = Q .* r1 ./ (4 * pi * e0 * (a ^ 3) );
% График для r = [a; ...]
r2 = a: step: r_max;
E_r2 = Q ./ (4 .* pi .* e0 .* r2 .^ 2);
plot (r1, E_r1, 'b-', r2, E_r2, 'b-');
xlabel ('r');
ylabel ('E_r');
grid on;
Задание 2.5. (стр.132, пример 3.4)
Дан цилиндрический проводник, по которому протекает ток силой . Определить значение магнитной индукции B в зависимости от расстояния и построить соответствующий график, используя MATLAB. Построить, используя MATLAB, пространственное распределение вектора магнитной индукции в прямоугольной области мм, мм. Полагаем, что ток распределён в проводнике равномерно.
а) I = 1 А, a = 2 мм.
б) I = 2 А, a = 1 мм.
в) I = 0.5 А, a = 0.5 мм.
г) I = 2 А, a = 2 мм.
д) I = 2 А, a = 0.5 мм.
е) I = 0.1 А, a = 0.5 мм.
Решение (стр.132, пример 3.4)
Используются два уравнения электродинамики (2.2а) и (2.3б):
, , (1)
Учитываем стационарность во времени и, выбрав в качестве контура Г окружность, имеем
Вб/м2 (2)
Формула (2) справедлива для , поскольку учтен полный ток через произвольную поверхность , ограниченную контуром Г.
Полагаем, что ток распределён в проводнике равномерно, тогда вектор плотности электрического тока равен
, А/м2 , (3)
тогда (4)
Учитывая результаты (1), (2) и (4) получаем для
. (5)
График зависимости (5) представлен на рисунке
Построить, используя MATLAB, по формуле (5) соответствующий график в прямоугольной области
clear;
clf
% Дано
a = 2e-3;
I = 1;
% Интервал для рисования графиков и шаг
L = 5e-3;
step = 0.5e-3;
% Магнитная постоянная
mu0 = 4 * pi * 1e-7;
[x, y] = meshgrid(-L: step: L, -L: step: L);
[Phi, R] = cart2pol(x,y);
NR = length(R);
NP = length(Phi);
for n = 1: NR
for m = 1: NP
Rn = R(m,n);
if Rn>a
B(m,n) = mu0 * I / (2 * pi) ./ Rn; % outside
else
B(m,n) = mu0 * I / (2 * pi) * Rn ./ (a ^ 2); % inside
end
end
end
Bx = -B .* sin(Phi);
By = B .* cos(Phi);
% Рисуем круг
angle = (0: 0.01: 1)' * 2 * pi;
u = a * cos(angle);
v = a * sin(angle);
fill(u, v, 'y')
hold on
fill(u / 20, v / 20, 'k')
% Рисуем поле
quiver(x, y, Bx, By)
xlabel('x', 'fontsize', 18)
ylabel('y', 'fontsize', 18)
set(gca, 'fontsize', 18)
axis equal
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел 1. Основные сведения о среде программирования «matlab»
- Глава 1. Вычисления в командном режиме
- 1.1. Простейшие математические операции в matlab
- 1.2. Переменные
- 1.3. Создание матриц
- 1.4. Доступ к элементам матриц
- 1.5. Операции с матрицами
- 1.6. Ввод, вывод и работа со строками
- Глава 2. Построение графиков в matlab
- 2.1. Построение графика в виде двумерной линии
- 2.2. Оформление графиков
- 2.3. Построение трехмерных графиков
- 2.4. Построение линий уровня
- 2.5. Построение векторного поля
- 2.6. Отображение нескольких графиков в одном окне
- Глава 3. Скрипты в matlab и управляющие конструкции
- 3.1. Создание и выполнение скриптов в matlab
- 3.2. Оператор for
- 3.3. Логические операции
- 3.4. Оператор if / elseif / else
- 3.5. Оператор while
- 3.6. Операторы break / continue
- 3.7. Оператор switch
- 3.8. Создание функций
- Раздел 2. Краткие теоретические сведения и задания Тема 1. Векторный анализ
- 1.1. Элементы векторного анализа
- Задания
- Тема 2. Уравнения Максвелла (произвольная и гармоническая временная зависимость, статические, стационарные и квазистационарные поля)
- 2.1. Система уравнений электродинамики – уравнения Максвелла
- 2.2. Граничные условия. Принцип эквивалентности
- Задания
- Тема 3. Плоские волны
- 3.1. Явление дисперсии и групповая скорость
- Задания
- Тема 4. Граничные задачи, уравнения и методы
- 4.1. К классификации электромагнитных явлений
- Задания
- 4.2. Метод конечных разностей
- 4.2.1. Конечно-разностная аппроксимация
- 4.2.2. Конечно-разностная аппроксимация уравнений Лапласа и Пуассона
- 4.2.3. Конечно-разностная аппроксимация для граничных узлов
- Задания
- Литература