Антикультура — болезнь цивилизации
В последние 80-100 лет пышным цветом "расцвела" антикультура2. Сначала она поразила Запад, а после известных событий 1987-1991 годов (когда пали идеологические барьеры и рухнул железный занавес) активно внедряется в нашу российскую действительность. Черты антикультуры:
1) постоянная обращенность к теме смерти, некрофилия: бесконечные романы и фильмы ужасов, катастроф, триллеры, боевики и т.п., информационная некрофилия в средствах массовой информации.
2) проповедь-пропаганда анормального в разных его видах: театр абсурда; философия абсурдизма; психоделическая философия; наркотическая антикультура; романтизация преступника [когда антигерои-преступники изображаются как герои], чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении [садизму, мазохизму, гомосексуализму]; пристрастие к изображению психопатологии, болезненных проявлений человеческой психики, достоевщина.
3) нигилизм по отношению к старой культуре, разрыв с ней или попытки ее "осовременивания" до неузнаваемости, одним словом, нарушение баланса между традициями и новаторством в пользу последнего; новаторство ради новаторства, соревнование за то, чтобы своим "новаторством" сильнее удивить, поразить воображение зрителя, читателя, слушателя.
4) воинствующий иррационализм: от постмодернистских изысков и вывихов до восхваления мистицизма.
К сожалению, деятели культуры всё больше превращаются в оборотней — деятелей антикультуры.
Во-первых, вместо того, чтобы "чувства добрые" "лирой пробуждать" (А. С. Пушкин), "сеять разумное, доброе, вечное" (Н. А. Некрасов), они пустились во все тяжкие: в изображение картин и сцен, демонстрирующих насилие, убийство, преступное поведение в целом, грубость, хамство, цинизм, всякие кривлянья, ёрничанья, издёвки.
Во-вторых, красота, прекрасное у нынешних деятелей культуры не в моде: чем уродливее-безобразнее изображаемое, тем лучше (примеры: "Жизнь с идиотом" Виктора Ерофеева, "Лебединое озеро" в постановке Мориса Бежара, "Идиот" Достоевского в телепостановке Ф. Бондарчука и т. п.).
В-третьих, истина не приветствуется. Характерный пример: в телевизионной рекламе (телеканал ОРТ от 15.01.99-12.30) прозвучало: "Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения". Эта реклама многократно передавалась по телевидению. Вдумайтесь только, что внушается людям: мир иллюзий, ирреальный мир более интересен, чем реальная жизнь?! Да здравствуют маниловщина, мюнхгаузеновщина, кастанедовщина, всякого рода дурманы, духовные и материальные! — Это почти прямой призыв к безумствованию, к уходу из реальной жизни вплоть до наркотической бредомании.
Одним словом, добро, красота, истина — фундаментальные человеческие ценности, на которых основывается жизнь, — деятелей антикультуры почти не интересуют, а если и интересуют, то только в обертке-окружении анормального (отклоняющегося или патологического).
Антикультура — это чрезмерное развитие определенных теневых сторон культуры, раковая опухоль на ее теле. Опасность антикультуры не только в прямом действии на сознание и поведение людей. Она мимикрирует, маскируется под культуру. Люди нередко обманываются, ловятся на удочку антикультуры, принимая ее за культуру, за достижения культуры. Антикультура — болезнь современного общества. Она разрушает культуру, разрушает человеческое в человеке, самого человека как такового. Она страшнее любой атомной бомбы, любого Усамы бен Ладена, потому что она поражает человека изнутри, его дух, сознание, тело.
Русский философ В. С. Соловьев писал: «Что же такое, в самом деле культура? Это все, решительно все, производимое человечеством. Тут — мирная Гаагская конференция, но тут и удушающие газы; тут Красный Крест, но тут и обдавание друг друга струями горячей жидкости, тут Символ Веры, но тут и Геккель с «Мировыми загадками»». К сожалению, этот взгляд В. С. Соловьева на культуру разделяют многие, понимают под ней нечто аморфное и безбрежное, включают в ее состав вещи, несовместимые с нормальной человечностью. Я решительно не согласен с таким пониманием культуры. Мне ближе такие высказывания философов: «Культура — это сгустки накопленных ценностей» (Г. Федотов); «Культура — это среда, растящая и питающая личность» (П. Флоренский).
К культуре относится только то, что служит сохранению, развитию и прогрессу жизни. Точнее, культура — это совокупность знаний и умений, направленных на самосохранение, воспроизводство, совершенствование человека1 и воплощенных отчасти в нормах жизни (обычаях, традициях, канонах, стандартах языка, образования и т. п.), отчасти в предметах материальной и духовной культуры. Всё, что выходит за рамки этих знаний и умений, что разрушает человека или препятствует его совершенствованию, — не имеет отношения к человеческой культуре и служит только одному богу: богу антикультуры.
* * *
- М осква 2005
- Оглавление
- Занимательная философия (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)
- Анекдоты о Диогене из Синопа
- Апории Зенона
- Сила и слабость философа
- Философия
- Аллегория философии
- Любовь и мудрец
- Гипатия
- Дружба — дар богов
- Земная красота (Картина Тициана «Венера Урбинская»)
- Терпимость по Сократу
- Терпимость по Вольтеру
- Я. Корчак: Что значит быть «добрым»?
- Мысленно ставить себя на место других
- Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…»
- Гений и злодейство — две вещи несовместные
- Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?
- Много ли человеку нужно?
- Клевета погубила философа
- Буриданов осел
- Нельзя объять необъятного
- Долг и склонности по Канту
- Кант: Бога нет — Бог должен быть
- Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте)
- Кто мыслит абстрактно?
- Ложь во спасение
- Притча а. Шопенгауэра о дикобразах
- «Смирение» л. Н. Толстого
- Измерения человека (Рисунок Леонардо да Винчи)
- Философия как категориальная картина мира
- Порядок и хаос (часы и облака)
- Бесконечность вглубь и вширь
- Смешение: порядок и хаос (жизнь и умирание) (Лицо человека и дерево без листьев)
- После этого, значит по причине этого
- Я знаю, что ничего не знаю
- Почему а. Эйнштейн делал открытия?
- Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?)
- Плешивый/неплешивый в. А. Жуковский
- Крайние рационалисты и барон Мюнхгаузен
- Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным?
- Остроумный ответ Гегеля всем отрицающим общее в вещах
- Эмпирики не любят общих рассуждений…
- Быть или Иметь?
- Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу
- Что есть истина?
- Платон и Аристотель
- Что такое свобода?
- Мыслитель (Огюст Роден. Мыслитель)
- Как мы думаем, так и живем
- Хитрость
- Мудрость
- Язык без костей или мозги набекрень
- Глупость философов
- Мозаика философской глупости
- Тело — темница души?
- Плотское условие размножения человека — зло?
- Тарабарский язык и наукообразная белиберда
- Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме
- Глупость нерассудительности
- Глупые альтернативы
- Секрет счастья
- Оптимизм и пессимизм
- Притча о надежде
- Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной
- Вред гиподинамии
- Антикультура — болезнь цивилизации
- Две крайности в понимании природы человеческих отношений
- Держится ли власть на страхе? Критика гоббсовского понимания власти
- Старый студенческий анекдот из советских времен
- А. В. Кацура. Шуточные стихи
- А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии ан ссср конца 60-х годов
- Философский анекдот
- Анекдот о Мартине Хайдеггере
- А. Н. Чанышев. Шуточные стихи
- Анекдот о смысле бытия
- Что такое диалектика, логика и философия?
- Егор Шугаев. Кто (что) появилось раньше: курица или яйцо? (на соискание Нобелевской премии) 1
- Да здравствуют музы, да здравствует разум!
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философское понимание мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Лев Евдокимович балашов занимательная философия Учебное пособие