logo
Нумерология

Числа у Пифагора

Числа у Пифагора считались не просто абстрактными заменителями реальных вещей, но живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации. Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией и потому числа, соотносящиеся с правильными геометрическими фигурами, назывались фигурными.

Они подразделялись на: линейные числа - самые простые числа, которые делятся только на единицу и на самих себя и вследствие этого могут быть изображены в виде линии, составленной из последовательно расположенных точек; Линейное число 5 плоские числа - числа, которые могут быть изображены и представлены в виде произведения двух сомножителей; Плоское число 6 телесные числа- числа, которые могут быть выражены произведением трех сомножителей; треугольные числа - числа, которые могут быть изображены треугольниками; Треугольные числа 3, 6, 10 квадратные числа - числа, которые могут быть изображены квадратами; Квадратные числа 4, 9, 16 пятиугольные числа - числа, которые могут быть изображены пятиугольниками.

Основное свойство пропорций заключалось в том, что произведение средних членов пропорции всегда равно произведению крайних ее членов. Для того чтобы глубже понять, что такое число в пифагорейской традиции, необходимо раскрыть смысл таких ее важных понятий, как монада и единое. Монада, согласно пифагореизму, есть всевключающее Единое Начало, "благородное число, Прародитель Богов и людей", которое можно уподобить семени дерева с множеством ветвей (других чисел, впоследствии произросших из единицы). Монада представляется также как сумма любых комбинаций чисел, рассматриваемых как целое, потому монадой может считаться как вся вселенная, так и индивидуализированные части вселенной (разумеется по отношению к тем частям, из которых они состоят). Интересно, что от греческого слова "Монада" произошло слово "Монастырь", столь важное для русской духовной традиции. В отличие от монады единое, определяемое как вершина многого, используется для обозначения суммы частей, рассматриваемой как единичное, в то время как единое есть термин, приложимый к каждой из его частей, составляющих целое. Отсюда возникают пифагорейские определения числа как "расширения и энергии сперматических оснований, содержащихся в монаде" и "первого образца, использованного Демиургом при сотворении вселенной".