Контроль и оценка результатов
Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решения не может считаться полностью завершённым, т.к. необходимо ещё убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерения фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.
Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже, превратиться в свою противоположность – не способствовать решению проблемы, а обострять её. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.
Проблемы контроля управленческих решений весьма актуальны, особенно для крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.
- Раздел XVII. Применение экономико-математических моделей и эвм в процессе принятия решений
- 17.1. Отличительные особенности управленческих решений
- 17.2. Структура и содержание процесса принятия решения
- Анализ ситуации
- Идентификация проблемы
- Определение критериев выбора
- Разработка альтернатив
- Выбор наилучшей альтернативы
- Согласование решения
- Управление реализацией
- Контроль и оценка результатов
- 17.3. Модели и методы принятия решений
- Методы моделирования
- Модели теории игр
- Модели теории очередей или оптимального обслуживания
- Модели управления запасами
- Оптимизация плана комплекса работ
- Модели линейного программирования
- Контрольные вопросы