Квантовая теория танца Речь, произнесённая на вечере в Ленинградском физико‑техническом институте
Я. И. Френкель 113
Что такое танец? Танец представляет собой род телодвижения. Всякое движение тел есть явление механическое. Следовательно, и танец — механическое явление. Поэтому танцы должны изучаться механикой как составной частью теоретической физики, пытающейся, как известно, почти все явления свести к движению.
Если мы исследуем характер движений, выполняемых танцующими парами, то тотчас же убедимся, что эти движения относятся к классу периодических или, точнее, условно периодических движений.
Чем примитивнее танец, тем проще выражен этот периодический характер. Так, у некоторых народов танцы сводятся большей частью к простому гармоническому колебательному движению отдельных частей тела.
В средние века и особенно в XIX веке мы встречаем гораздо более сложные движения, в которых ведущую роль играют нижние конечности при координированном участии головы и рук. При этом устанавливается определённая связь между физическими движениями и движениями душевными. Согласно классической теории танца, основанной на ньютоновской механике и на классической электродинамике, ноги балерины каждым своим движением излучают невидимый свет утонченнейших чувств, причём период этих эмоциональных колебаний совпадает с периодом телодвижений, а интенсивность возрастает прямо пропорционально квадрату амплитуды последних.
Заметим, что распространение эмоциональных волн, излучаемых телом танцующей (или танцующего), подчиняется тем же законам, что и распространение электромагнитных волн. В частности, интенсивность их убывает обратно пропорционально квадрату расстояния.
При помощи психоанализа удалось разложить эмоциональное излучение танцующих в спектр. Изучение обнаруживающихся при этом закономерностей привело к созданию квантовой теории танца. Применение квантовой теории к танцам тем более естественно, что здесь, как и в случае пляски электронов в атомах, мы имеем дело с периодическими движениями.
Сущность квантовой теории танца, представляющей собой своего рода компромисс между классической механикой условно периодических движений и классической эмоциодинамикой, заключается в следующем. Танцующие могут описывать определённые квантовые орбиты, не испуская и не поглощая при этом никаких эмоций. Последние испускаются и поглощаются прерывным образом при переходах с одной квантованной орбиты на другую. При этом в противоположность тому, что имеет место в случае электронных плясок в боровском атоме, эмоциональное излучение, как и поглощение, сопровождается переходом не на более низкий, а, наоборот, на более высокий уровень, т. е., другими словами, возбуждением. Таким образом, во время танца (особенно парного) возбуждение танцующих неизменно возрастает, пока не наступит релаксация, вызываемая истощением.
Квантовой теории танца удалось установить чрезвычайно общий и важный принцип запрета, относящийся к произвольным системам танцующих. Принцип заключается в следующем: по одной и той же квантованной орбите могут двигаться одновременно лишь два танцора и притом лишь с противоположно ориентированными спинами.
Таким образом, закон утверждает, что танцевать вместе по одной и той же квантованной орбите могут лишь два партнёра и при противоположном направлении их спин(ов).
Действительно, никогда не допускается танец, содержащий элемент присоединения к двум танцующим противоположного пола третьего танцора, движущегося по той же орбите. Не допускается также танец, в котором спины обоих партнёров повёрнуты в одну и ту же сторону. (Угу, dansedo Lambada!)
С явлением спина, как и в случае электронов, теснейшим образом связаны явления животного магнетизма. При этом магнитное поле, исходящее от какого‑нибудь непарного (например, холостого) индивидуума, действуя на танцующую пару (которая в магнитном отношении аналогична паре астатической), часто приводит к разводу последней и образованию новой парной комбинации. Разводы и союзы, связанные с этими магнитными эффектами, происходят всегда при строгом соблюдении принципа запрета, который является, таким образом, одним из наиболее фундаментальных принципов танцевальных взаимоотношений. Хотя старой квантовой теории танца, созданной в общих чертах за первую треть XX века, удалось объяснить ряд явлений, оставшихся непонятыми с точки зрения классической теории, тем не менее эта теория не может ни в коем случае считаться окончательной. Она оказалась, например, неприменимой к новым формам танцев, возникших после второй мировой войны. Исследование этих танцев привело к созданию современной квантовой, или волновой теории. Эта теория не только объясняет танцы, но и изменяет их. Именно с её помощью удалось в течение нескольких лет превратить даже такие старомодные танцы, как вальс, мазурка, падеспань и т. п., в танцы нового типа.
Новая теория танца основывается на следующем столь же простом, сколь и фундаментальном принципе.
Поскольку танец не является лишь телодвижением, но связан и с движением душевным, он не может быть описан чисто механической теорией или с помощью какого бы то ни было компромисса между механикой и эмоциодинамикой. Описание и объяснение танца возможно лишь на основе теории, объединяющей противоположность между механическим движением, с одной стороны, и движением душевным — с другой. Поскольку душевные движения, связанные с танцем, представляют собой вид волнения (а именно волнения чувств), то новая теория танцев получила название волновой механики.
Некоторые философы утверждают, что принципы волновой теории танца были намечены ещё Гегелем. Не берусь судить об этом и постараюсь наметить вкратце основные достижения этой новой теории.
Разобщение актов эмоционального излучения или поглощения от процесса механического движения, характерное для прежней квантовой теории танцев с её стационарными, т. е. «бесчувственными», движениями и чувственными переходами, в корне ликвидировано. Душевные и физические движения объединены в одно гармоническое целое. Далее, упразднено понятие «квантованной» орбиты, якобы описываемой танцующими.
Путь танцующей пары является совершенно неопределённым, и положение её в тот или иной момент времени может быть определено лишь в терминах теории вероятностей.
В соответствии с общим законом развития от простоты к сложности мы не находим в современном танце никаких следов примитивной простоты и ограниченности плясовых движений. Танец не отличается от обычных свободных телодвижений: это то же самое, но только под музыку.
Огромная заслуга в деле создания волновой теории танцев, в особенности в опытной проверке её, принадлежит коллективу сотрудников ЛФТИ, которые в последнее время работали в этом направлении буквально не покладая ног. Достижения института будут продемонстрированы вам сегодня же после перерыва.114
- Юрий Конобеев, Виталий Павлинчук, Николай Работнов, Владимир Турчин
- К читателям
- От составителей (Вместо предисловия)
- Почти всерьёз в разделе:
- Физика как наука и искусство Из выступления на собрании посвящённом 20‑летию со дня основания Американского института физики
- — • • • —
- Прошлое и будущее теории поля в теоретической модели, основанной на экспериментальных наблюдениях, достоверных с точностью до одного стандартного отклонения.
- — • • • —
- Как мы измеряли реактивность
- — • • • —
- Частицы и физики
- — • • • —
- К квантовой теории абсолютного нуля температуры
- — • • • —
- Движение нижней челюсти у крупного рогатого скота в процессе пережёвывания пищи
- — • • • —
- — • • • —
- Земля как управляемый космический корабль Речь на банкете, состоявшемся после конференции по физике плазмы, организованной Американским физическим обществом в ноябре 1961 года в Колорадо‑Спрингс
- Баллада об астронавте
- — • • • —
- Раскрась сам Пособие по физике высоких энергий
- Послеобеденные замечания о природе нейтрона Речь при закрытии Антверпенской конференции 1965 г.
- — • • • —
- Анализ современной музыки с использованием волновых функций гармонического осциллятора
- Полезные советы в разделе:
- Как писать научные статьи
- Введение
- Некоторые соображения о мотивах, побуждающих к написанию статьи
- Советы по оформлению рукописей
- — • • • —
- — • • • —
- — • • • —
- Приготовление кофе в научно‑исследовательских учреждениях
- — • • • —
- Как выступать на заседании американского физического общества
- — • • • —
- Советы университетским профессорам
- Антистандартизация (Творческое изобретательство)
- Комиссии
- Умение приспосабливаться к обстановке
- Техника обслуживания
- Каналы информации
- — • • • —
- Советы экзаменатору
- — • • • —
- Математизация
- Что такое математизация?
- Типографские фокусы
- Стратегия секретных символов
- «Следовательно»
- Инструкции для авторов
- Оформление рукописи
- — • • • —
- Инструкция для читателя научных статей
- Введение
- Описание экспериментальной методики
- Изложение результатов
- Обсуждение результатов
- Благодарности
- — • • • —
- Административная физика в разделе:
- Как Ньютон открыл закон всемирного тяготения
- — • • • —
- Принципы научного администрирования
- — • • • —
- Прогресс в управлении наукой Обозреватель.
- — • • • —
- Эффект Чизхолма
- — • • • —
- Среднее время, которое учёный отдаёт работе
- — • • • —
- Закон Мэрфи
- О пользе безделья
- Пять принципов
- — • • • —
- О стандартизации статей
- 1. Стандарт тн/п1
- 2. Стандарт ф/т 3
- Доклад специальной комиссии
- — • • • —
- Отчёты, которые я читал … и, возможно, писал
- 1. Загадочный отчёт
- 2. Отчёт типа «Повторите, пожалуйста, ещё раз»
- 3. Отчёт типа «Пропала мысль»
- 4. Маскирующие отчёты
- — • • • —
- Основные закономерности научной работы
- Исповедь инженера‑акустика
- — • • • —
- О профессиональных предубеждениях
- — • • • —
- Типология в научном исследовании
- Перечень типовых экзаменационных вопросов для аспирантов‑физиков
- 6. Релятивистская квантовая теория поля.
- — • • • —
- Personalia в разделе:
- Предисловие к 1‑му тому «The Journal of Jocular Physics»
- — • • • —
- Моё посвящение
- — • • • —
- Новая сказка о любопытном Слонёнке
- — • • • —
- Атом, который построил Бор
- — • • • —
- Ключ к системе ключей (Длинное письмо в редакцию)
- — • • • —
- Введение в теорию s—матрицы рассматриваемую главным образом с точки зрения приложений к описанию жизни физиков и прежде всего учитывающую характерные для таких систем статистические закономерности.
- — • • • —
- О возможности создания электростанций на угле
- К 50‑летию Рудольфа Пайерлса
- — • • • —
- П.А.У.Л.И. И его применение (Получено в июле 1932 года, частично рассекречено в июле 1951 года)
- Шутят не только физики в разделе:
- Закон Паркинсона в научных исследованиях
- — • • • —
- Как машина с машиной
- Учёный язык
- — • • • —
- О существе математических доказательств
- — • • • —
- Пример:
- § 2. Методы теоретической физики
- § 3. Методы экспериментальной физики
- — • • • —
- Сага о новом гормоне
- О вреде огурцов (Упражнение в сравнительной логике и математической статистике)
- — • • • —
- Проникновение мегамолекулярных организмов через стеклянные и металлические фильтры
- — • • • —
- Б. Подбор оппонентов
- В. Защита диссертации
- — • • • —
- Чем заняты физики?
- Квантовая теория танца Речь, произнесённая на вечере в Ленинградском физико‑техническом институте
- — • • • —
- Застольная физическая (мифИческая)
- «Гинус» даёт советы Умейте быть докладчиком!
- Умейте слушать!
- — • • • —
- Где проводить совещания
- — • • • —
- Как работает физик‑теоретик
- — • • • —
- Умейте выступать!
- Литературно‑физические пародии Пародия на газетную статью о науке
- Микромир среди лесов
- Вакуумный прибор
- Архитектурные ритмы
- Из топи веков
- Страх и ужас, или кому татор, а кому лятор
- Ковариантность и любовь
- — • • • —
- О том, как писать об учёных вообще и о молодых физиках в частности
- Возраст, внешний вид и повадки
- Досуг. Широта интересов
- Фразеология
- Выражение восторга по поводу открытия, и как оно делается
- — • • • —