1.3. Транспортная задача линейного программирования
Задачей линейного программирования называется задача исследования операций, математическая модель которой имеет вид:
при ограничениях неравенствах или равенствах:
и условиях:
Круг задач, решаемых при помощи методов линейного программирования достаточно широк. Это, например:
задача об оптимальном использовании ресурсов при производственном планировании;
задача о смесях (планирование состава продукции);
задача о нахождении оптимальной комбинации различных видов продукции для хранения на складах (управление товарно-материальными запасами или "задача о рюкзаке");
транспортные задачи (анализ размещения предприятия, перемещение грузов).
Рассмотрим подробнее такой вид линейного программирования, как транспортные задачи. Под термином «транспортные задачи» понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у т производителей (поставщиков), по п потребителям этих ресурсов.
На автомобильном транспорте наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:
• прикрепление потребителей ресурса к производителям;
• привязка пунктов отправления к пунктам назначения;
• взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений;
•отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;
• оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями и др.
Задача о размещении (транспортная задача)– это распределительная задача, в которой работы и ресурсы измеряются в одних и тех же единицах. В таких задачах ресурсы могут быть разделены между работами, и отдельные работы могут быть выполнены с помощью различных комбинаций ресурсов. Примером типичной транспортной задачи является распределение (транспортировка)продукции, находящейся на складах, по предприятиям-потребителям.
Стандартная транспортная задача определяется как задача разработки наиболее экономичного плана перевозки продукции одного вида из нескольких пунктов отправления в пункты назначения. При этом величина транспортных расходов прямо пропорциональна объему перевозимой продукции и задается с помощью тарифов на перевозку единицы продукции.
Этапы построения модели транспортной задачи:
I. Определение переменных.
II. Проверка сбалансированности задачи.
III. Построение сбалансированной транспортной матрицы.
IV. Задание целевой функции.
V. Задание ограничений.
Транспортная модель может быть представлена в виде:
При ограничениях:
Необходимым и достаточным условием решения задач является условие соблюдения уравнения баланса:
Целевая функция представляет собой общие транспортные расходы на осуществление всех перевозок в целом. Первая группа ограничений указывает, что запас продукции в любом пункте отправления должен быть равен суммарному объему перевозок продукции из этого пункта. Вторая группа ограничений указывает, что суммарные перевозки продукции в некоторый пункт потребления должны полностью удовлетворить спрос на продукцию в этом пункте.
Транспортная задача является задачей линейного программирования, и ее решение состоит из опорного и оптимального планов. При этом любая закрытая транспортная задача имеет решение. Закрытой называют такую задачу, в которой объем запасов груза и количество заявок потребителя равны друг другу.
Для того чтобы найти решение транспортной задачи сначала необходимо построить опорный план, а затем проверить его по критерию оптимальности. Данные пункты работы с транспортными задачами подробно будут рассмотрены во второй части курсового проекта.
Таким образом, в системе расширенного воспроизводства транспорту принадлежит важное место. Перевозки грузов выполняются внутри производственных предприятий, между предприятиями, а также между предприятиями и сферой потребления. Транспортные расходы занимают значительный удельный вес в структуре затрат. Поэтому предприятиям необходимо использовать различные методы оптимизации транспортных процессов для сокращение затрат на доставку материалов и готовой продукции и соответственно увеличение чистой прибыли.
- Содержание Введение
- Глава I. Теоретическая часть
- 1.1. Транспортная задача как разновидность методов и моделей в управлении экономическими системами
- 1.2. Математическое моделирование в экономике: построение экономико-математических моделей
- 1.3. Транспортная задача линейного программирования
- Глава II. Практическая часть
- 2.1. Словесная модель
- 2.2. Табличная модель
- 2.3. Математическая модель
- 2.4. Транспортная задача. Метод потенциала
- 2.5. Компьютерная модель
- Глава III. Аналитическая часть Заключение
- Список используемой литературы
- «Приложение (электронный вариант кп)»