1. Аристотель
Прежде чем раскрывать понятия, вынесенные в вопрос реферата, обратимся к человеку, который наполнил методологию и смежные с ней науки своими научными изысканиями, учениями, трудами. Его деятельность повлияла на мировоззрение многих последователей, а также дала серьёзный скачок в развитии тех дисциплин, с которыми была неразрывно связана. Всё это посвящено Аристотелю.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – это учёный, чьи творения достигли наибольшей высоты философской мысли Древней Греции. Его воззрения являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Будучи учеником Платона, Аристотель смело расходился по ряду принципиальных вопросов со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Аристотель стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
К одним из основных философских идей, выраженных Аристотелем, относятся: 1. Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Тем не менее, сама по себе материя инертна, пассивна, т.е. содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путём естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке всё большего совершенства. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). 2. Категории философии. Категории – это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и формы, акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: всё имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь представлено важное положение философии Аристотеля, а именно, смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных, к человеку, обществу. У Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», а остальные считались её признаками. После упрощения он признал основными три категории: сущность, состояние, отношение. Так своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, благодаря чему в оборот философии были введены категории возможности и действительности. 3. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены. Исходя из понятия причинности, Аристотель приходит к понятию о первой причине. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина всех причин. Ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Божество является началом как общемировой сверхчувственной субстанцией. Божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, т.к. все знание направлено на форму и сущность. Бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не является личным. 4. Идея души. Аристотель считал, что целеустремлённая душа – это неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа не может существовать без тела, но при этом имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, - это душа. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщенному представлению; от мнения через понятие – к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле. Душа различает и познаёт сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Смерть тела освобождает душу для её вечной жизни: душа вечна и бессмертна. 5. Теория познания и логика. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формы истинно научного знания – это понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, сохраняющий своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель – это основоположник логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. 6. Этические взгляды. Государство требует от гражданина определённых добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые – добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одарённое разумом существо. Такие добродетели приобретаются путём усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека – это энергия завершённой жизни сообразно завершённой доблести. Природа даёт возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Говоря о справедливости, справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом есть проявление заботы об обществе. 7. Об обществе и государстве. Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение, при исследовании исходя из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов». «Образование» - это естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. Человек – социальное существо, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Первый результат социальной жизни – это образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений, что привело к возникновению государства. При поиске элементов государства Аристотель использовал критерий зависимости целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения при характеристике различных слоёв общества. Выделяются три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние. Отношение Аристотеля к первым двум группам негативное. Государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенство человека – совершённый гражданин, а совершенство гражданина – совершенность государства. Кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: с момента рождения некоторые существа подчиняются, другие властвуют. Кто по природе принадлежит другому, будучи человеком, является по природе рабом. Аристотель выделяет формы государственного правления: монархия, аристократия, полития. Отклонение от монархии – это тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Наилучшее государство – это общество, которое достигается через посредство среднего элемента («средние» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе. В любом государственном строе ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Мы познакомились с основными пунктами учения Аристотеля. Именно эти идеи в последствии стали основополагающими для новых исследований и открытий в области философии, методологии и других науках. После рассмотрения учения Аристотеля перейдём к понятиям, вынесенным в проблему реферата, чтобы ознакомиться с ними и связать с учением великого философа.
- Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технологический университет «станкин» (фгбоу во «мгту «станкин»)
- Иванов Даниил Александрович
- Содержание
- Введение
- 1. Аристотель
- 2. Основные понятия
- 2.1. Аксиоматический метод
- 2.2. Дедуктивная логика
- 2.3. Силлогистика
- 3. Силлогистика аристотеля
- Заключение
- Список литературы