Гипотеза четырех красок
Гипотеза четырех красок, благодаря попыткам решить ее, служила катализатором для теории графов. Мы здесь представим теоретико-графовое обсуждение этой бесславной проблемы. Раскраской плоской картыG называется такое приписывание цветов областям в G, что никакие две смежные области не получают одинакового цвета. Карта G называетсяn-раскрашиваемой, если существует ее раскраска, использующаяnили менее цветов. Первоначальная формулировка гипотезы, выглядит так: каждая плоская карта 4-раскрашиваема.
Гипотеза четырех красок.Каждый планарный граф 4-раскрашиваем.
Еще раз подчеркиваем, что под раскраской графа всегда понимается раскраска его вершин, в то время как раскраска карты означает, что раскрашиваются именно ее области. Таким образом, предположение, что каждая плоская карта 4-раскрашиваема, на самом деле эквивалентно приведенной только что формулировке гипотезы четырех красок. Чтобы убедиться в этом, предположим, что гипотеза четырех красок справедлива, и возьмем произвольную плоскую карту G. Пусть G*— граф, являющийся основой карты, геометрически двойственной к карте G. Так как две области карты G смежны тогда и только тогда, когда соответствующие им вершины графа G* смежны, то карта G 4-раскрашиваема, поскольку граф G* 4-раскрашиваем.
Обратно, предположим, что каждая плоская карта 4-раскрашиваема. Пусть Н — любой планарный граф, а Н*— граф, двойственный к графу Н и нарисованный так, что каждая его область содержит точно одну вершину графа Н. Связный плоский псевдограф Н* можно перевести в плоский граф Н', добавляя две новые вершины на каждую петлю графа Н* и одну новую вершину на каждое ребро из множества кратных ребер. Теперь 4-раскрашиваемость графа Н' означает 4-раскрашиваемость графа Н. Таким образом, эквивалентность обеих формулировок доказана.
Если будет доказана гипотеза четырех красок, то результат будет неулучшаем, поскольку легко привести примеры планарных 4-хроматических графов. Таковы графы К4 и W6, изображенные на рис. В каждом из этих графов не менее четырех треугольников, что является в силу теоремы Грюнбаума необходимым условием 4-хроматичности.
Теорема.Каждый планарный граф, имеющий меньше четырех треугольников, 3-раскрашиваем.
Отсюда немедленно вытекает следующее утверждение, первоначально доказанное Грётшем.
Следствие(а). Каждый планарный граф, не содержащий треугольников, 3-раскрашиваем.
Любая плоская карта, которая для своей раскраски потребует 5 красок, должна обязательно содержать много областей. Так, Ope и Стемпл показали, что все плоские карты, имеющие не более 39 областей, 4-раскрашиваемы, и тем самым увеличили на 4 число областей в более раннем результате такого типа. Все эти примеры подтверждают гипотезу четырех красок. Как мы сейчас увидим, эту гипотезу в ее формулировке для плоских карт можно попробовать доказывать для специального класса плоских карт.
Теорема.Гипотеза четырех красок справедлива тогда и только тогда, когда каждая плоская кубическая карта, не имеющая мостов, 4- раскрашиваема.
Другую интересную эквивалентную форму гипотезы четырех красок предложил Уитни.
Теорема.Гипотеза четырех красок справедлива тогда
и только тогда, когда любой гамильтонов планарный граф
4-раскрашиваем.
Наряду с эквивалентами гипотезы четырех красок, в которых говорится о раскраске областей, существует также эквивалент, в котором рассматривается раскраска ребер.
Раскраской реберграфа G называется такое приписывание цветов его ребрам, что никакие два смежных ребра не получают одинакового цвета.Реберной n-раскраскойграфа G называется раскраска его ребер, использующая точноnцветов.Хроматическим классомxr' (G) называется такое наименьшее числоn, что для графа G существует реберная n-раскраска. Очевидно, что для любого графа, не являющегося вполне несвязным, хr'(G)=xr(L(G)). Нижнюю и верхнюю оценки хроматического класса, мало отличающиеся друг от друга, получил Визинг.
Теорема.Для каждого графа G хроматический класс удовлетворяет неравенствам
<xr'<+1
На рисунке показаны два возможных значения хr' (G). В общем случае неизвестно, для каких графов хr' =.
Теорема.Гипотеза четырех красок справедлива тогда и только тогда, когда xr'(G)=3 для любого кубического планарного графа G, не содержащего мостов.
Следствие(а).Гипотеза четырех красок справедлива тогда и только тогда, когда каждый кубический планарный граф, не содержащий мостов, 1 -факторизуем.
В терминах факторизации теорема допускает обобщение.
Теорема.Для того чтобы связная планарная карта G была 4-раскрашиваема, необходимо и достаточно, чтобы граф G можно было представить в виде суммы таких трех подграфов G1, G2, G3, что для любой вершины v числа ребер из каждого подграфа Gi, инцидентных v, были либо все четные, либо все нечетные.
Существует несколько других гипотез о раскрасках, но именно гипотеза четырех красок получила наибольшую известность. Одну из наиболее интересных гипотез о раскрасках сформулировал Хадвигер ; в ней рассматриваются стягивания.
Гипотеза Хадвигера.Каждый связный n-хроматический граф стягиваем к Кn
Теорема Гипотеза Хадвигера для n=5 эквивалентна гипотезе четырех красок
- Типы графов
- Маршруты и связность
- Степени
- Задача Рамсея
- Экстремальные графы
- Графы пересечений
- Операции над графами
- Графы блоков и точек сочленения
- Точки сочленения, мосты и блоки
- Деревья
- Описание деревьев
- Центры и центроиды
- Деревья блоков и точек сочленения
- Независимые циклы и коциклы
- Матроиды
- Обходы графов
- Эйлеровы графы
- Гамильтоновы графы
- Реберные графы
- Некоторые свойства реберных графов
- Характеризация реберных графов
- Специальные реберные графы
- Реберные графы и обходы
- Тотальные графы
- Раскраски
- Хроматическое число
- Теорема о пяти красках
- Гипотеза четырех красок
- Однозначно раскрашиваемые графы
- Критические графы
- Гомоморфизмы
- Хроматический многочлен
- Матрицы
- Матрица смежностей
- Матрица инциденций
- Матрица циклов
- Обзор дополнительных свойств матроидов
- Связность
- Связность и реберная связность
- Орграфы
- Орграфы и соединимость
- Ориентированная двойственность и бесконтурные орграфы
- Орграфы и матрицы
- Турниры
- Обзор по проблеме востановления турниров
- Волновой алгоритм
- Алгоритм Дейкстры
- Алгоритм Флойда
- Алгоритм Йена
- Алгоритм Краскала