Лекция №3: «Космологический метод».
1) Галактики
2) эволюция вселенной
3) модель горячей вселенной или большой взрыв
4) этапы космической эволюции
5) антропный принцип космологии
«1»Галактики
Галактики – это крупные системы, состоящие из звезд, газа и пыли. Они разделяются на эллиптические, спиральные и галактики неправильной формы.
А) Эллиптические – шаровые скопления звезд сферические или эллиптические по форме.
Б) Галактики неправильной формы
В) спиральные галактики – это галактики, центральная часть которых имеет вид выпуклости. Типичный представитель - наша галактика (млечный путь). Она состоит из ядра и нескольких двух спиральных ветвей. Большая часть звезд спиральной галактике сосредоточенно в диске, которое выглядит как выпуклая линза.
Реальные размеры нашей галактики 120 тыс. световых лет. Масса 1,4 *1011 массы солнца.
Расстояние спирал. Рукавов от центра 30-40 свет. лет. Делает полный оборот каждые 180 млн. лет. Содержит более 100млрд. звезд.
В нее входит:
- межзвездное вещество (газ и пыль)
- космические лучи
- магнитные поля
Ближайшие к солнечной системе галактики Магеллановы облака и туманность Андромеды.
Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии около 30 тыс. лет на расстоянии галактики.
Масса туманность Андромеды 3*1011массы солнца.
Масса Магеллановых облаков 1010 масс солнца.
Местная система галактик включает в себя 20 галактик.
«2»Эволюция вселенной
А) для теории стационарного состояния вселенной общим является ее представление о ее постоянстве:
- вселенная не претерпевает эволюции
- изменяться могут только отдельные космические объекты, но не мир в целом
- пространство и время в ней абсолютны, однородны и изотропны
Б) для теории нестационарного состояния вселенной является общим представление о нестационарном ее пространстве:
- вселенные ее пространства расширяется
- либо вселенная сжимается
-либо во вселенной чередуется цикл сжатия и расширения.
Общая теория относительности Эйнштейна имеет три варианта:
В случае когда средняя плотности вещества и излучения равна критической величине, то мировое пространство является Евклидовым и вселенная неограниченно расширяется от первоначального точечного состояния.
Если же средняя плотность меньше критической, то пространство обладает геометрией Лобачевского и так же расширяется.
Если плотность больше критической расширение вселенной на определенном этапе сменяется сжатием и продолжается вплоть до точечного состояния.
Расширение вселенной считается установленным фактом в результате обнаружения эффекта Доплера, который гласил: «при удалении от нас какого-либо источника колебаний воспринимаемая нами частота колебаний уменьшается, а длина волны увеличивается, появляется эффект красного смещения – смещение линий видимой части спектра в сторону красной части.
В прошлом столетии Хаббл обнаружил, что все галактики движутся от нас со скоростью возрастающей пропорционально расстоянию, что также убедительно свидетельствует о расширении вселенной.
«3» модель горячей вселенной или большой взрыв
В соответствии с этой моделью вселенная возникла спонтанно. В результате этого взрыва из состояния с очень большой плотностью и энергией (такое состояние сверх плотности называется состоянием сингулярности). По мере расширения, температура вселенной снижалась от очень большой до низкой, при которой возникли условия для образования звезд и галактик. И в течение 1 млн. лет температура вселенной была больше 3 тыс. градусов, при которой атомы образовываться не могут.
Благодаря энергии возникло вещество и антивещество. Затем в процессе остывания возникла инфляционная модель вселенной.
«4» этапы космической эволюции
В подтверждении теории космической эволюции даются следующие ее этапы:
До 20 млрд. лет тому назад (до большого взрыва) – разбегание галактик (красное смещение).
До реликтовые излучения фотонов и нетрина, образовавшихся в ранней горячей стадии расширения вселенной.
20 млрд. лет тому назад произошел Большой взрыв.
3 минуты спустя – образование вещественной основы вселенной, современные фотоны с примесью ядер водорода, гелия и электронов.
Через несколько сотен тыс. лет - появились атомы легких элементов
19 – 17 млрд. лет тому назад – образование галактик.
15 млрд. лет тому назад - появление звезд первого поколения с образованием атомов тяжелых элементов.
5 млрд. лет тому назад – рождение солнца.
4,5 млрд. лет тому назад – образование земли.
3, 8 млрд. лет назад – зарождение жизни на земле.
450 млн. лет назад – появление растений.
150 млн. лет тому назад – появление млекопитающих.
3-2 млн. лет тому назад – начало антропогенеза.
«5» антропный принцип космологии
Суть антропного принципа - это единства человека и космоса. Он включает 2 фактора: во-первых, сама возможность существования человека обеспечивает характером объективных законов и зависит от значений фундаментальных физических постоянных. Во-вторых, человек как существо способное к пониманию занимает особое место во вселенной на ряду с такими существами, если такие имеются. Таким образом, человек существо космическое, который познает мир доступным ему способом. Антропный принцип был впервые сформулирован в 1961г. автор Дикке и развил Картер, Картеру принадлежит термин антропный принцип.
Антропный принцип утверждает, что мир таков каков он есть, потому что в противном случае некому было бы спрашивать о том, почему мир таков. Выделяют слабый и сильный антропный принцип:
А) то, что человек может наблюдать ограниченно условиями его существования, или вселенная такая, потому что мы ее такой видим.
Б) вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе развития было возможным существование наблюдателя – разумного существа – человека.
Во вселенной нет принципиально непознаваемых явлений, процесс недоступных прогрессирующих научному познанию. В космологическом знании нет альтернативы науке.
Лекция №4: «Учение Вернадского о биосфере».
Биосфера – это совокупность всех живых организмов на земле.
По Вернадскому: Биосфера – это единство живого и не живого.
Первый биогеохимический принцип Вернадского: Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению.
Второй принцип: Эволюция видов, в ходе геологического времени приводящих к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении усиливающим биогенную миграцию атомов.
Третий принцип: Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей средой, создающейся и поддерживающаяся на Земле космической энергией солнца.
Данные геохимические принципы соотносятся со следующими важными выводами Вернадского:
Каждый организм может существовать, только при условии постоянной тесной связи с другими организмами и неживой природы.
Жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие ее изменения на нашей планете. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все шире распространялись по планете, стимулируя перераспределение энергии и вещества.
Первый вывод учения о биосфере
1)Принцип целостного мира. Можно говорить о всей, жизни о всем живом веществе как о едином целом в механизме биосферы. Строение Земли есть согласованный механизм. Все твари Земли являются созданием сложного космического процесса , стоенного космического механизма.
2)Принцип гармонии биосферы и ее организованности. Все учитывается и все приспособляется с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии какую мы видим в строенных движениях небесных светил.
3)Космическая роль биосферы и трансформация энергии. Можно рассматривать всю часть живой природы как дальнейшее развитие того же процесса превращение солнечной световой энергии в действенную энергию Земли.
4)Космическая энергия вызывает давление жизни, которая достигается размножением.
5) Растекание жизни есть проявление ее геохимической энергии.
6)Жизнь целиком определяется полем устойчивости зеленой растительности, а пределы этой жизни физико-химическими свойствами соединения.
- Лекция №1: «Предмет естествознания. Естественнонаучные и гуманитарные культуры»
- 1.Предмет естествознания. Задачи и цели.
- 2. Естественнонаучные и гуманитарные культуры.
- 3.Познание чувственные и рациональные уровни.
- 4.Наука и функции науки.
- Лекция №2: «Научный метод»
- 6.Имперический и теоритический уровень знания.
- 7.Научные методы эмпирического исследования.
- 8.Научные методы теоретического метода.
- 9.Понятие научной ревоюции ( соврем.Значение нтр)
- Лекция №3: «Космологический метод».
- 10.Панорама современного естествознания.
- 13.Порядок и беспорядок в природе. Хаус.
- 14.Структурные уровни организации материи.
- 15.Микро, макро и мега миры.
- 16.Понятие пространства и времени.
- 17.Необратимость времени.
- 18Принципы относительности.
- 19.Принципы симметрии.
- 20.Натурфилософия. Её место в истории естествознания.