14.Структурные уровни организации материи.
В самом общем виде материя представляет собой бесконечное множество всех сосуществующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств, связей, отношений и форм движения. При этом она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все то, что не дано нам в ощущениях. Весь окружающий нас мир — это движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми свойствами, связями и отношениями. В этом мире все объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех элементов материи, благодаря чему они объединяются в системы. Весь мир, таким образом, предстает как иерархически организованная совокупность систем, где любой объект одновременно является самостоятельной системой и элементом другой, более сложной системы.
В естественных науках выделяются два больших класса материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы. В неживой природе структурными уровнями организации материи являются: вакуум (поля с минимальной энергией);поля и элементарные частицы; атомы; молекулы; макроскопические тела; планеты и планетные системы; звезды и звездные системы; галактики; метагалактика (наблюдаемая часть Вселенной);Вселенная. В живой природе выделяют два важнейших структурных уровня организации материи – биологический и социальный. Биологический уровень включает: доклеточный уровень (белки и нуклеиновые кислоты);клетку как "кирпичик" живого и одноклеточные организмы; многоклеточный организм, его органы и ткани; популяцию – совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других групп своего вида; биоценоз – совокупность популяций, при которой продукты жизнедеятельности одних являются условиями существования других организмов, населяющих определенный участок суши или воды; биосферу – живое вещество планеты (совокупность всех живых организмов, включая человека).
- Лекция №1: «Предмет естествознания. Естественнонаучные и гуманитарные культуры»
- 1.Предмет естествознания. Задачи и цели.
- 2. Естественнонаучные и гуманитарные культуры.
- 3.Познание чувственные и рациональные уровни.
- 4.Наука и функции науки.
- Лекция №2: «Научный метод»
- 6.Имперический и теоритический уровень знания.
- 7.Научные методы эмпирического исследования.
- 8.Научные методы теоретического метода.
- 9.Понятие научной ревоюции ( соврем.Значение нтр)
- Лекция №3: «Космологический метод».
- 10.Панорама современного естествознания.
- 13.Порядок и беспорядок в природе. Хаус.
- 14.Структурные уровни организации материи.
- 15.Микро, макро и мега миры.
- 16.Понятие пространства и времени.
- 17.Необратимость времени.
- 18Принципы относительности.
- 19.Принципы симметрии.
- 20.Натурфилософия. Её место в истории естествознания.