10.Панорама современного естествознания.
Под наукой понимают систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления. Предмет естествознания - это различные формы движения материи в природе; их материальные носители, образующие лестницу уровней структурной организации материи. Основные формы всякого бытия - пространство и время. Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, так как её познание достигается в итоге теоретической и практической деятельности людей. Цели естествознания двояки: с одной стороны - находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; с другой - раскрывать возможность использования на практике познанных законов. Открытие законов природы есть заключительный этап длительного процесса познания и формирования стройной системы знаний, "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике". Сначала на основании наблюдений и чисто умозрительных идей возникает некая гипотеза. Если вытекающие из неё следствия подтверждаются экспериментальными фактами, то гипотеза постепенно превращается в теорию, а со временем, быть может, в принцип почти непреходящего значения, то есть в законы природы. В этой цепочке большая роль принадлежит научному эксперименту, который может либо подтвердить, либо опровергнуть ту или иную гипотезу. Наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, закон природы - основные этапы процесса познания. Естествознание - одно из трех основных областей научного знания о природе, обществе, мышлении.
11.Тенденции развития современного естествознания.
1.раскрытие всеобщей связи явлений природы, в т.ч. связи объектов микромира (самого малого) с объектами мегамира (самого большого и далекого);
2.изучение передачи наследственной информации, связи генетики и эволюции живого;
3.самого сложного (возникновения и развития жизни и мышления, законов функционирования сознания). Необходимое условие развития естествознания на современном этапе - дифференциация и интеграция отдельных областей знания; целостный и многосторонний охват изучаемых объектов и явлений. Панорама современного естествознания. Гуманистические ценности как главные ориентиры развития науки на современном этапе.
12.Корпускулярная и континуальная концепция описания природы.
Представления о строении материи нашли свое выражение в борьбе двух концепций: прерывности (дискретности) материи – корпускулярная концепция, и непрерывности (континуальности) материи – континуальная концепция. древнейших времен существовали два противоположных представления о структуре материального мира. Концепция прерывности была создана И. Ньютоном Подход Ньютона определил исходное положение атомизма, который основывался на признании дальнодействующих сил. В истории физики наиболее плодотворной и важной для понимания явлений природы была концепция атомизма, согласно которой материя имеет прерывистое, дискретное строение, т. е. состоит из мельчайших частиц -- атомов. До конца XIX в. в соответствии с концепцией атомизма считалось, что материя состоит из отдельных неделимых частиц -- атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны -- "атомы" электричества, фотоны --"атомы" света и т. д. Одно из них - континуальная концепция Анаксагора-Аристотеля - базировалось на идее непрерывности, внутренней однородности.Другое представление - атомистическая (корпускулярная) концепция Левкиппа-Демокрита - было основано на дискретности пространственно-временного строения материи и отражало уверенность человека в возможность деления материальных объектов на части лишь до определенного предела - до атомов, которые в своем бесконечном разнообразии (по величине, форме, порядку) сочетаются различными способами и порождают все многообразие объектов и явлений реального мира.
- Лекция №1: «Предмет естествознания. Естественнонаучные и гуманитарные культуры»
- 1.Предмет естествознания. Задачи и цели.
- 2. Естественнонаучные и гуманитарные культуры.
- 3.Познание чувственные и рациональные уровни.
- 4.Наука и функции науки.
- Лекция №2: «Научный метод»
- 6.Имперический и теоритический уровень знания.
- 7.Научные методы эмпирического исследования.
- 8.Научные методы теоретического метода.
- 9.Понятие научной ревоюции ( соврем.Значение нтр)
- Лекция №3: «Космологический метод».
- 10.Панорама современного естествознания.
- 13.Порядок и беспорядок в природе. Хаус.
- 14.Структурные уровни организации материи.
- 15.Микро, макро и мега миры.
- 16.Понятие пространства и времени.
- 17.Необратимость времени.
- 18Принципы относительности.
- 19.Принципы симметрии.
- 20.Натурфилософия. Её место в истории естествознания.