logo
шпаргалки к госу

1. Руссо, Гербарт и православн.Пед.

Система Руссо ставит целью формирование свободно­го, универсально (может стать кем хочет) развитого, счастли­вого чело­века (путём огранич. желаний и развит сил.), прагматически приспособленного к земной жизни без уче­та вечности. В православной педагогике добро­детельный ребенок счастлив, тогда как у Руссо наоборот. Человече­ская природа признается совер­шенной и до­брой. Он отри­цает грехопадение. Счи­тает, что Бог творит всех соверш.,а недостатки в челове­ка привносит обще­ство, поэтому необ­ходимо индивиду­альное воспитание, от­рицается роль шко­лы. Прав.пед-ка не принимает этого — это приведёт к несформированности любви к ближне­му и проблемам в общении. Образова­ние должно соот­ветствовать темпу раз­вития конкретного ребенка (поло­жит. момент) Абсолюти­зируется самостоятельность ре­бенка, педагог в системе Руссо – не учитель, а огради­тель от об­щества, создатель благоприятных условий для самооб­разования и самовоспи­тания. Такой подход, не за­мечая и не преобра­жая повре­жденность природы ребен­ка, остав­ляет его раз­витие на самотек. Рус­со предлагает со­общать воспитанни­кам науч­ные понятия лишь с 12 лет, нравственные с 15, а религи­озные – только с 18. Руссо признает существование Бога, но кате­горически отрица­ет возможность общения с Ним и Его роль в вос­питании ребенка. Руссо направил мировую пе­дагогику на путь се­кулярного воспитания.

Положительные черты (приним. Правосл.):. Соот­ветств. образован. конкретнному реб., вера в преолад. до­бра в ребёнке, воспит. целомудрия. приёмы — носить млад. На руках, прост. пища,и четкое прогов. звуков при младен­це, осязания в периоды младенчества и раннего детства, мето­дику обу­чения чте­нию на основе возбужде­ния ин­тереса, понима­ние воспи­тательной функции при­роды, равит. ори­ентац. в темноте.

Гербарт считает: психика человека не имеет никаких вро­жденных способностей, ничего кроме пред­ставлений в раз­личных сочетаниях. Православная же педагогика учит, что с самого начала своего существования человек имеет образ Божий, что процессы мышления, ощущения не сводятся к представлениям. Воля человека при­знается результатом со­единения представлений, не допускается свобода выбора. Цель воспитания определя­ется как раз­витие у ребенка яс­ных представлений.и образование у него деисти­ческого мировоззрения, в Правосл. счит. пре­вост. роль имеет серд­це. Обучение является обработкой потока представлений, оно превалирует над воспитани­ем, центральной является идея воспитывающего обуче­ния. (в правос. - обучающ.вос­питание). Гербарт считал, что человек самостоятельно, без помощи Бога может до­стичь нравственного совершен­ства посредством переве­са положительных представле­ний над отрицательными, без очищения сердца от страстей. Он по­рицал активные методы обучения, пола­гая полезной большую учебную нагрузку. Признавал су­ществование Бога, особую роль христианства с его уче­нием о Боге как об Отце людей из соображений обще­ственной пользы.

Положит.черты: После Гербарта внесены изменения в ди­дактику (восприняты принципы последовательности и связности материала, наглядности обучения), в учение о соотноше­нии любви и наказания в воспитании, в мето­дику заучи­вания наизусть. Адаптирован принцип состав­ления учеб­ного плана с учетом индивидуальных особен­ностей уча­щихся. Православная педагогика отличает­ся от систем Руссо и Гербарта, прежде всего, в пони­мании человека. Руссо постулирует абсолютное совер­шенство природы человека, Гербарт – потенциальное со­вершенство, дости­жение которого связывает с ясностью представлений в процессе обучения и «обуздания» вос­питанием отрица­тельных склонностей. Православная пе­дагогика считает при­роду человека, с одной стороны, в сущности доброй, по­скольку она сотворена Богом, с дру­гой, – ис­каженной вкорененным в нее грехом. В системе Руссо нет речи о религиозном опыте, Гербарт ограничи­вал его элемен­тарными деистическими понятиями, упо­треблением Библии в качестве одного из воспитательных средств, частной молитвой при отрицании воспитатель­ного зна­чения храма и богослужения. Они не указывают на педа­гогическое значение благодати Божией, признавае­мой основным средством воспитания в право­славной педаго­гике.