logo
шпаргалки к госу

2. Работа с крупогабаритными произведениями.

Крупнообъемные произведения – это произведения, изуче­ние которых не укладывается в 1 урок, и 2-4 урока. Сущес­твует 2 варианте работы с такими произведениями. Целью первого варианта работы – сохранение смысла тек­ста в це­лом, если текст невозможно разбить на части без ущемле­ния понятия детьми смысла произведения. Поэтому струк­тура таких занятий такова: урок - подгото­вительная рабо­та (прогнозируется содержание произве­дения по назван­ию) прогнозируется с опорой на иллю­страцию рассказ учи­теля ( о фактах, которые детям вооб­ще не известны, об ав­торе) Лексическая работа. Значе­ние слов. После подготов­ительной работы учитель цели­ком прочитывает текст произведения. Читать может ар­тист. Это занимает пример­но 25 минут. Дети должны сле­дить. После этого идет ча­стичный анализ. Анализ про­текает с учетом единства со­держания и формы. Напри­мер, если говорим о конкретном образе, можно спросить, как выражено это. Постановка вопросов к тексту. Про­верка первичного вос­приятия – 3-4 вопроса о смысле, не более. Вопросы нужно ставить такие, чтобы дети: 1)уяс­нили факты произведения, 2)уяснили идейную направ­ленность, причинно- следствен­ную связь, 3)осознать по­зицию автора, собственное отно­шение к чи­таемому. 4)В анализе может быть такая работа: 5) выбо­рочное чтение, 6)словесное рисование, 7)чтение по ролям, 8)постановка вопросов детьми. В анализе каждой части должна быть словарная работа. Вторичный синтез - обоб­щение по произведению, перечитывание, творческие зада­ния по следам прочитанного. 1 вариант: произведение де­лится на 2/3 части и каждая часть читается и анализиру­ется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок включа­ет в себя все этапы работы) 2 вариант: 2 или 3 урока зна­комство с произведением ( подготовительная работа, пер­вичное восприятие, проверка первичного восприятия) ана­лиз произведения ( чтение и анализ по логически закончен­ным частям, включающий уяснение фактического уровня произ­ведения, осознание его идейной направленности и осмыс­ление собственного отношения к читаемому) обоб­щающий урок по произведению ( общие выводы, перечи­тывание, творческие работы учащихся по следам прочитанн­ого)