2. Развивающий аспект и устный счёт (дописать разв)
Начальная школа – база для устных навыков. Устные вычисления – основа всех вычислений, для практического применения в жизни. На устный счет выносятся случаи деления, умножения, вычитания и сложения в пределах 100 и сводящиеся к ним приемы за пределами 100 (табл.) Письменно выполняются операции над числами > 100. Выделяют следующие упражнения: Нахождение значения выражения (числового или буквенного) Н-р, найти разность 125 и 5, Найти значение выражения С-К, если С=100, а К=9,Упражнения даются также в разной словесной формулировке: - из 100 вычесть 9, уменьшить 100 на 9 - для развития математического языка. Выражение может включать в себя 1-2 действия со скобками или без них. Упражнения с величинами: В форме примера или фигуры (типа ромашка) Основная задача устных вычислений – твердые вычислительные навыки. Сравнение математических выражений: Н-р, 20×8 * 8×10 – сравни и поставь нужный знак, Или просто посчитать. Или в виде рассуждения: Н-р, множители равны, а в во втором выражении 1-ый множитель >2-го на…найди значение выражений и поставь нужный знак. Могут быть задания на применение, н-р, переместительного свойства сложения: 6+4 * 4+6 Упражнения с данным знаком отношения: Надо дополнить: н-р, 8×(10+2)+…Упражнения на сравнение выражений с переменной: а-17 * а-12 решается с помощью рассуждения: если а=… . Главное назначение – способность усвоения теоретических знании о действиях, о свойствах действий. Решение уравнений: Х+2=10 В различных формах: - решить уравнение 24 : х =3 - из какого числа нужно вычесть 18, чт. получить 40
- найти неизвестное число: 73-х=73-18 - загадка: я задумала число, умножила его на 5 и получила 85. Какое это число? Основная задача таких заданий – выработать умение решать уравнения, помочь усвоить связи между компонентами и результатами действий. Различные задачи: простые и составные Организация занятий по устному счету: 1)Вычислять письменно нужно лишь там, где трудно, стараться устно. 2)Хотя устно считаем время от времени постоянно, но стараться на протяжении всего урока включать устный счет. 3)Материал должен быть из учебника и др. дополнительных материалов. 4)Задания устного счета должны соответствовать теме и задачам урока. 5)Помогать либо усвоению нового, либо закреплению старого. 6)Обычно это 15-20 примеров и 1-2 задачи. Задания должны выполняться зрительно, на слух или то и другое. Разнообразные Ответы сообщаются устно или с помощью карточки. Если кто-то вычислил неверно – предложить вычислить вслух.7)Использовать дидактические игры: «Молчанка», круговые примеры, магические квадраты и тд и тп 8)Устный счет должен проводиться систематически, кроме уроков, посвященных контрольной работе 9)Ответы учитываются при выставлении поурочного балла 10)Используются и письменные виды работ: - 8-10 заданий для матем. диктанта,н-р, 10×1,…. Различно формулировать задания, каждое задание произносится 1-2 раза, а если не знают ответ – ставить прочерк. Проверка сразу же или после того, как сдаются тетр
3 Алекчандр 1. Одоевский, Белинский. 1802-манифет об учереждении Министерства Народного Просвещения (орг.управ. Учебным.завед.) Главное управ. Училищами -зав.школами.6 округов (Перерб, Москва,Казань, Харьков, Вильна, Дрптск) 1 представитель уч. Округа в Главном управлении. Университетская автономия. 4 типа заведений — низший (приход), повышенный (уезд.уч.), средний (гимназии), университеты. 1803- «Предварит. Правила народного просвещения». Приходск. Училища.- при приходах, финанс. Церковью, гос-вом, дворянами, городскими общ. (чтение, письмо, счет , З.Б., домоводство). Уездные училища-на средства казны вгородах. 2 года (грамматика, чистописание, арифм.,геометр., история, географ, естествознание, рисование и пение, технол.). Гимназия -4 года , право поступать в Университет., (рус. И иностр., словесность, матем.цикл, естеств. Науки, история, статистика, комерция, экономика, философия, право, искусства.,НЗ. 3 Универитета -Москва, Вильна, Дерптский. Открыт Технологический институт, Моск. Комерческ. Училище.Выпускники получали право на чин 8 класса.Не окончив. уч. Не допуск к гражд. Службе. 1809- экзамен на чин. Лицеи — готовили военную и гражданскую элиту.(6 лет).Были конфесиональные уч. Заведен. Педагогич. Образов.- Петерб. Учительский институт, сеть педагогич. Институтов. С 1828 г. сословное принятие в уч. Завед., приходск — городская беднота, уездн училища — состоят, Гимназии — дворян и чиновничество. Одарённых детей принимали везде. В. Ф. Одоевский – просветитель своего времени, создатель руководств и пособий для начальных училищ, книг для родителей, детских сборников (знаменитой книги «сказки дедушки Иринея»). Он обращал внимание на взаимосвязь духовного и светского начал в образовании. Духовное наставление он считал одним из элементов общегражданского воспитания. Выступал за национальные основы образования в школе. Воспитательный процесс по мнению Од. должен состоять в укреплении у ребенка уже имеющихся положительных понятий и навыков и сообщении ему новых, при этом нужно стремиться не только к полноте знаний, но к их верности. В воспитании важен личный пример учителя, принципы воспитания не могут расходиться с принципами жизни педагога. Белинский В. Г. -литерат критик, философ, преподавал в гимназии, в моск межевом институте, давал частные уроки. Педагогические взгляды были связаны с политическими и общефилософскими (освобождение крестьянства от крепостной зависимости). На 1-е место ставит нравственное воспитание в семье; вся жизнь родителей, их поступок должен быть примером для детей и основою взаимных отношений родителей к детям должна быть любовь к истине, но не к себе. Педагог должен учитывать природные задатки и качества воспитанника. На 1-й ступени (началка)-должны изучать отдельные факты, события, явления; на 2-й (повышенная школа)-эти факты, события, явления должны уже изучаться во взаимосвязи, составляя основы научных знаний. Общеметодические положения принципа доступности, соответствии учебного материала уровню восприятия ребенка. Все знания, полученные на отдельных уроках должны связываться в единую картину мира, основанную на современных научных данных и художественных впечатлениях. Критик. Западный практицизм.
Билет 16. 1. Педагогическая мысль Возрождения.
В эпоху Возрождения центром внимания был человек, в его повседневной деятельности, поэтому эпоха получила название гуманистической. Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждала характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность.
Томас Мор в своей знаменитой “Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия первым высказал два важнейших и принципиальных положения: о вреде частной собственности для процветания человеческого сообщества и об обязательном для всех граждан участии в производительном труде. Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания. Полезны предложения Мора: использование наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.
Идеи Эразма Роттердамского: 1. Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания; 2. Женское и мужское образование д.б. Одинаковым. 3. Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Это делают родители 4. С 7 лет — систематическое обучение Важно физическое развитие, но цель:воспитание морального долга и религиозного послушания. Достижени счастья видел в воспитании., заговорил о народном воспитании, Труды: "О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам", «О методе обучения». Внутренний мир ребёнка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой».
Француа Рабле является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом. Осудил современные нравы в книге «Гаргантюа и Пантагюэль». Автор резко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.
Реформация и школа. 31 октября 1517 г. началась Реформация. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.
Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности. Мартин Лютер признавал важность и даже необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г). Как считал Лютер, в научной подготовке, знании классических древних языков и литературы нуждаются власти предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр. Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате "О желательности посылать детей в школу" Лютер оставлял за властями право принуждать родителей ежедневно, на один-два часа, отправлять детей в школу. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером. Ученик Лютера Филипп Меланхтон известен не только как теоретик, но и практик образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования в выработке научного мышления и освоении ораторского искусства. Убежденный сторонник изучения классической греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить прежде всего классическая литература. Меланхтон сделал немало, чтобы осуществить свои идеи на практике. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, они получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов: в Вюртемберге, Марбурге, Иене, Кенигсберге, Тюбингене, Гейдельберге, Франкфурте и т. д.
- 1. Руссо, Гербарт и православн.Пед.
- 2. Высказывания, высказыват. Формы, торемы.
- 2. Развивающий аспект и устный счёт (дописать разв)
- 2. Бинароное отношение на множестве.
- 3. Методика работы с простыми задачами.
- 3. Работа над художественным произведением.
- 2. Классификация морфем Основа слова
- 3. Внетекстовые элементы букваря.
- 2. Работа с крупогабаритными произведениями.
- 3. Пед.Деят-ть к.Д.Ушинского . (1824-1870)
- 2. Местоимение как часть речи
- 3. Формирование у детей лингвистических понятий,
- 2. Деление с остатком (определение, теорема о существовании деления с остатком).
- 2.Площадь фигуры. Вывод формулы площади прямоугольника. Равносоставленность и равновеликость фигур.