3.1 Оценка дисперсионного анализа
Дисперсионный анализ (от латинского Dispersio – рассеивание) – статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на исследуемую переменную. Метод был разработан биологом Р. Фишером в 1925 году и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучная значимость дисперсионного анализа для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и др.
Целью дисперсионного анализа является проверка значимости различия между средними с помощью сравнения дисперсий. Дисперсию измеряемого признака разлагают на независимые слагаемые, каждое из которых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого изучаемого фактора, а также их комбинации.
Классический дисперсионный анализ проводится по следующим этапам:
Построение дисперсионного комплекса.
Вычисление средних квадратов отклонений.
Вычисление дисперсии.
Сравнение факторной и остаточной дисперсий.
Оценка результатов с помощью теоретических значений распределения Фишера-Снедекора.
При истинности нулевой гипотезы (о равенстве средних в нескольких группах наблюдений, выбранных из генеральной совокупности), оценка дисперсии, связанной с внутригрупповой изменчивостью, должна быть близкой к оценке межгрупповой дисперсии.
При проведении исследования рынка часто встает вопрос о сопоставимости результатов. Например, проводя опросы по поводу потребления какого-либо товара в различных регионах страны, необходимо сделать выводы, на сколько данные опроса отличаются или не отличаются друг от друга. Сопоставлять отдельные показатели не имеет смысла и поэтому процедура сравнения и последующей оценки производится по некоторым усредненным значениям и отклонениям от этой усредненной оценки. Изучается вариация признака. За меру вариации может быть принята дисперсия. Дисперсия σ2 – мера вариации, определяемая как средняя из отклонений признака, возведенных в квадрат.
На практике часто возникают задачи более общего характера – задачи проверки существенности различий средних выборочных нескольких совокупностей. Например, требуется оценить влияние различного сырья на качество производимой продукции, решить задачу о влиянии количества удобрений на урожайность с/х продукции.
Иногда дисперсионный анализ применяется, чтобы установить однородность нескольких совокупностей (дисперсии этих совокупностей одинаковы по предположению; если дисперсионный анализ покажет, что и математические ожидания одинаковы, то в этом смысле совокупности однородны). Однородные же совокупности можно объединить в одну и тем самым получить о ней более полную информацию, следовательно, и более надежные выводы.
-
Содержание
- Глава 1. Характеристика статистики и применение математических методов статистики в прогнозировании ……………………………………..5
- Глава 2. Сущность корреляционного, регрессивного анализа…………..20
- Глава 3.Оценка и прогноз дисперсионного анализа……………………....31
- Введение
- Глава 1. Характеристика статистики и применение математических методов статистики в прогнозировании
- Статистика: понятие, содержание
- 1.2. Методы математической статистики в прогнозировании
- 1.3. Процесс прогнозирования, опирающийся на методы математической статистики
- Глава 2. Сущность корреляционного, регрессивного анализа
- Теоретический аспект изучения корреляционно-регрессионного анализа
- 2.2. Применение и сравнение корреляционно-регрессионного метода на практике
- Глава 3. Оценка и прогноз дисперсионного анализа
- 3.1 Оценка дисперсионного анализа
- Задачи однофакторного дисперсионного анализа
- 3.3. Задачи многофакторного дисперсионного анализа
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Базовая таблица дисперсионного анализа
- Базовая таблица дисперсионного анализа