1.1. Определение инженерной психологии
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Автоматизация – это применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Фактом является то, что уже первые успехи автоматизации привели к радикальной трансформации трудовых функций. Если в условиях прежней техники главное содержание трудовых процессов составляло выполнение двигательных операций, то введение автоматики переместило основные трудовые операции на новый уровень – уровень внутренних процессов посредством интериоризации (формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных норм общения).
Человек – оператор, технический специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования или устройства, например ЭВМ, радиолокационной станцией, должен воспринимать, перерабатывать и удерживать большое количество информации, принимать решения и передавать команды машинам. Легко понять, что это резко повысило роль человеческого фактора, который теперь выступает прежде всего как фактор психологический. Поэтому если когда-то проблема “человек – техника” решалась на основе простейших антропологических, физиологических и гигиенических данных или просто по здравому смыслу, то сейчас ее решение требует проведения сложных лабораторных экспериментально-психологических исследований. Это обстоятельство породило такую научную дисциплину как инженерная психология.
Инженерная психология – наука, изучающая системы “человек – техника” с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
- конструирования техники и организации управления технологическим процессом;
- подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определенной техникой;
- профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.
Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в деятельности. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования – системы “человек – техника”. Понятие системы “человек – техника” используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек, и сложные технические устройства.
Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.
Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.
Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики. Под эргономикой следует понимать научную и проектировочную дисциплину, сформировавшуюся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы “человек – техника – среда”, усиливая таким образом прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной психологии понятие системы “человек – техника” основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках системы “человек – машина”.
Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность (активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности) характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики (психические процессы, состояния и свойства, характеризующие отдельных людей) человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.
- Курс: психология труда и инженерная психология
- Юнита 3
- 0683.006.03.99.01;1/06.13.Тир.14000
- (С) современный гуманитарный университет, 1999 Оглавление
- Глоссарий*
- 1. Деятельность человека в автоматизированных системах производства и управления как объект инженерной психологии
- 1.1. Определение инженерной психологии
- 1.2. Цель и стратегия инженерной психологии
- 1.3. Задачи инженерной психологии
- 2. Инженерно-психологическое проектирование деятельности
- 2.1. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- 2.2. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- 2.3. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- I. Разработка локальной подсистемы
- II. Разработка главной подсистемы
- 3. Методы инженерно – психологического проектирования деятельности
- 3.1. Качественные методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.3. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- 4. Инженерно-психологическая разработка системы “человек— эвм”
- 4.1. Организация взаимодействия человека с эвм
- 4.2. Инженерно-психологические вопросы организации диалога “человек – эвм”
- 4.3. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- 4.4. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- 4.5. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации