4.3. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
Усовершенствование форм взаимодействия между человеком и ЭВМ в настоящее время связывается, в частности, с рационализацией средств ввода и вывода информации, особенно видеотерминалов, или дисплеев. Необходимость самых широких исследований в этом направлении диктуется, во-первых, тем, что электромеханические узлы, применяемые в большинстве внешних устройств, не могут достичь скорости функционирования, совместимой со скоростью электронных схем центрального процессора, и это является одной из причин недостаточно интенсивной загрузки ЭВМ и невысокой эффективности ее эксплуатации. Во-вторых, рост парка ЭВМ, способных работать в режиме разделения времени, и развитие средств коммуникации выдвигают также проблему создания устройства ввода – вывода данных (видеотерминалов), способных легко подключаться к каналам связи для установления контакта с ЭВМ и работы в режиме диалога “человек – ЭВМ”. В третьих, создание специализированных ЭВМ, предназначенных для управления конкретным объектом, требует применения специальных видеотерминалов, выступающих, как правило, в качестве основного индикационного средства для оператора.
В связи с указанными обстоятельствами возникает и настоятельная необходимость в инженерно-психологическом проектировании и инженерно-психологической оценке этих средств. Об актуальности таких исследований можно судить по чрезвычайно высоким темпам роста выпуска видеотерминалов.
Известно, что впервые видеотерминал был создан в Массачусетском технологическом институте в 1951 г. для работы в комплексе с ЭВМ. В настоящее время пользователями видеотерминалов являются сотни миллионов человек во всем мире.
Однако возрастание актуальности инженерно-психологических исследований объясняется не только резким количественным ростом числа терминальных устройств. Определенные результаты, достигнутые к настоящему времени в развитии методов печати, клавиатур и особенно в создании недорогих устройств памяти и логики, обеспечили возможность создания терминалов, ориентированных на непосредственного пользователя. В связи с этим происходит и смещение акцентов в организации взаимодействия. Если ранее перед инженерным психологом вопрос ставился в основном в форме: “Как наилучшим образом организовать взаимодействие при использовании данного оборудования?”, то в настоящее время более типичным стал вопрос: “Каковы специфические требования со стороны пользователя, накладываемые на терминал при решении заданного класса задач?”. Таким образом, и в области создания видеотерминалов наблюдаются тенденции перехода от этапа инженерно-психологического корректирования к этапу инженерно-психологического проектирования.
Чтобы проиллюстрировать возможности инженерно-психологического проектирования СОИ (средства отображения информации), рассмотрим решение некоторых задач, возникающих при разработке одного из наиболее перспективных средств отображения информации, – индикатора с предсказанием, являющегося разновидностью графических СОИ. При использовании такого индикатора осуществляется непосредственное взаимодействие человека с ЭВМ, в силу чего индикатор предсказания может быть отнесен к видеотерминалам. Индикаторы с предсказанием представляют оператору информацию о будущих значениях переменных параметров, находящихся под его управлением. Информация представляется с помощью специальной (обычно аналоговой) ЭВМ, работающей в ускоренном масштабе времени, которая контролирует значения переменных в текущий момент и предсказывает их на некоторый отрезок времени вперед.
Лабораторные исследования показывают, что индикаторы с предсказанием имеют ряд потенциальных преимуществ по сравнению с обычно применяемыми СОИ. В частности, применение индикаторов с предсказанием позволяет:
- резко сократить время обучения оператора. По некоторым данным, время обучения управлению сложными динамическими объектами может быть сведено до минут;
- повысить эффективность выполнения человеком-оператором терминальных задач;
- приблизить управление, осуществляемое человеком-оператором, к оптимальному в смысле некоторого специфического критерия деятельности, обычно понимаемого как взвешенная сумма среднеквадратичных ошибок и управления;
- улучшить управление системами с существенными нелинейностями или системами с большими транспортными задержками;
- уменьшить требования к скорости обработки информации человеком-оператором, особенно для многомерных задач управления.
Весьма наглядно преимущества индикаторов с предсказанием были продемонстрированы в исследованиях, проведенных фирмой Хаджес Эйркрафт. Эти исследования показали, что, решая задачу управления пространственным положением космического летательного аппарата (ЛА), космонавты, использовавшие индикатор с предсказанием, не только значительно точнее компенсировали отклонения ЛА от заданного положения, вызванные различными возмущениями, но и допустили существенно меньший расход топлива. Несмотря на вышесказанное, индикаторы с предсказанием почти не используются. В определенной мере это обстоятельство может быть объяснено их большой технической сложностью. Но наиболее вероятным объяснением все же представляется отсутствие основных инженерно-психологических данных о преимуществах и ограничениях индикаторов. Следовательно, задача инженерно-психологического проектирования подобных средств отображения информации весьма актуальна.
- Курс: психология труда и инженерная психология
- Юнита 3
- 0683.006.03.99.01;1/06.13.Тир.14000
- (С) современный гуманитарный университет, 1999 Оглавление
- Глоссарий*
- 1. Деятельность человека в автоматизированных системах производства и управления как объект инженерной психологии
- 1.1. Определение инженерной психологии
- 1.2. Цель и стратегия инженерной психологии
- 1.3. Задачи инженерной психологии
- 2. Инженерно-психологическое проектирование деятельности
- 2.1. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- 2.2. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- 2.3. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- I. Разработка локальной подсистемы
- II. Разработка главной подсистемы
- 3. Методы инженерно – психологического проектирования деятельности
- 3.1. Качественные методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.3. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- 4. Инженерно-психологическая разработка системы “человек— эвм”
- 4.1. Организация взаимодействия человека с эвм
- 4.2. Инженерно-психологические вопросы организации диалога “человек – эвм”
- 4.3. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- 4.4. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- 4.5. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации