§11. Длина отрезка как результат процесса измерения
Обычно длину отрезка вводят с помощью процесса измерения. При этом мы будем пользоваться представлением положительного числа в виде двоичной дроби: , где– целое неотрицательное число, аравныили. Например, числоравно.
Пусть зафиксирован некоторый отрезок , который принимается за единицу измерения. Процесс измерения произвольного отрезказаключается в следующем. На отрезкеот одного его конца (пусть от точки A) последовательно откладываются отрезки, конгруэнтные единице измерения. Если единица измерения отложилась на отрезкераз, то говорят, что с точностью додлинаотрезка, взятая с недостатком, равна, а взятая с избытком, равнаи пишут:
. (1)
Знак равенства в левой части соответствует тому случаю, когда единица измерения точно укладывается на отрезке раз. Числов этом случае назовем длиною отрезка. Если этого не случилось, то на получившемся остаткеотрезкаот точки S откладываемчасть единицы измерения. Если этачасть уложилась на остаткераз (равноили), то пишут
. (2)
Затем, если имеется ещё некоторый остаток, можно осуществить измерение отрезка с точностью до:
.
В результате возникают последовательности приближений к длине отрезка по недостатку:
,
и по избытку:
,
где – двоичная дробь.
Первая последовательность неубывающая и ограничена сверху , а вторая – невозрастающая и ограничена снизу. При этом. Таким образом, существуют пределы этих последовательностей при k→∞ и они равны:
.
Общий предел последовательностей приближений по недостатку и по избытку называется длиной отрезка при единице измерения.
Исходя из определения длины отрезка, можно вывести следующие основные свойства длины:
I. Длина любого отрезка есть положительное число.
II. Конгруэнтные отрезки имеют равные длины.
III. Если точка лежит междуи, то.
IV. Длина единицы измерения равна.
Кроме этого можно доказать следующие свойства длин отрезков:
– Если отрезок содержится в отрезке, не совпадая с ним, то.
– При переходе от одной единицы измерения к другой длина отрезка умножается на длину первоначальной единицы измерения относительно вновь выбранной.
– Для всякого положительного числа при выбранной единице измерения можно построить отрезок, длина которого равна.
Замечание. В школьной практике при измерении отрезков пользуются представлением положительного числа в виде десятичной дроби. В соответствии с этим, при описании процесса измерения отрезков используют деление отрезка не на две равные части, а на десять равных частей, что предполагает использование аксиомы параллельных. Таким образом, приведенное описание процесса измерения показывает, что теория измерения отрезков относится к абсолютной геометрии.
Описанное построение теории длины отрезка может быть проведено как в гильбертовой аксиоматической схеме построения геометрии, так и в аксиоматической схеме Вейля. Однако в вейлевской схеме имеется и другой, более простой путь введения понятия длины.
- Лекция 2. Понятие кривой. Гладкие кривые. Канонический репер. Формулы Серре-Френе §2. Понятие кривой
- §3. Гладкие кривые
- §4. Касательная к кривой
- §5. Длина кривой
- §6. Канонический репер
- §7. Формулы Серре-Френе
- Лекция 3. Понятие поверхности. Гладкие поверхности. Координатная сеть на поверхности. Касательная плоскость и нормаль к поверхности §8. Векторная функция двух скалярных аргументов
- §9. Понятие поверхности
- §10. Кривые на поверхности
- §11. Касательная плоскость и нормаль к поверхности
- Лекция 4. Первая и вторая квадратичная форма поверхности §12. Первая квадратичная форма поверхности
- §13. Вторая квадратичная форма поверхности. Кривизна линий на поверхности
- §14. Индикатриса Дюпена
- Лекция 5. Понятие внутренней геометрии поверхностей §15. Главные направления на поверхности. Полная и средняя кривизна поверхности. Формула Эйлера
- §16. Внутренняя геометрия поверхности
- Раздел IX. Основания геометрии
- Лекция 1. Род структур. Основные математические структуры курса геометрии §1. Род структур
- §2. Основные математические структуры курса геометрии
- Лекция 2. Теория рода структур. Модель системы аксиом. Основные свойства системы аксиом §3. Теория рода структур
- §4. Модель системы аксиом
- §5. Основные свойства системы аксиом
- Лекция 3. Основные этапы истории развития геометрии. «Начала» Евклида. Проблема пятого постулата и ее решение §6. Основные этапы истории развития геометрии. «Начала» Евклида
- Лекция 4. Система аксиом Гильберта евклидовой геометрии §7. Обзор аксиоматики Гильберта евклидовой геометрии
- I. Аксиомы принадлежности.
- II. Аксиомы порядка.
- III. Аксиомы конгруэнтности.
- IV. Аксиомы непрерывности.
- Лекция 5. Аксиоматика плоскости Лобачевского. Элементарные теоремы планиметрии Лобачевского §8. Независимость аксиомы параллельных от остальных аксиом евклидовой геометрии
- §9. Элементарные теоремы геометрии Лобачевского
- §10. Взаимное расположение прямых на плоскости Лобачевского
- Лекция 6. Определение длины отрезка. Понятие площади плоской фигуры.
- §11. Длина отрезка как результат процесса измерения
- §12. Определение длины отрезка на основе расстояния между точками
- §13. Аксиоматическое определение длины отрезка
- §14. Площадь многоугольной фигуры
- §15. Расширение класса квадрируемых фигур
- Лекция 7. Величина и её измерение §16. Измерение объемов многогранных тел
- §17. Расширение класса кубируемых фигур
- §18. Понятие величины и её измерение
- Литература