Построение треугольника Серпинского с помощью рекурсии
В 1915 году польский математик Вацлав Серпинский придумал занимательный объект, известный как решето Серпинского. Этот треугольник один из самых ранних известных примеров фракталов. Существует несколько способов построения этого фрактала. Один из них представляет следующий процесс. Берётся сплошной равносторонний треугольник, на первом шаге из центра удаляется перевёрнутый треугольник. На втором шаге удаляется три перевёрнутых треугольника из трёх оставшихся треугольников. Продолжая этот процесс, на -ом шаге удаляем перевёрнутых треугольников из центров оставшихся треугольников. Конца этому процессу не будет, и в треугольнике не останется живого места, но и на части он не распадётся - получится объект состоящий из одних только дырок. Это и есть треугольник Серпинского. Треугольник Серпинского также называют салфеткой Серпинского.
program FracSierp2;
uses CRT, Graph;
var
gd, gm : Integer;
const
iter = 5;
procedure tr(x1, y1, x2, y2, x3, y3: Real);
begin
Line(Round(x1), Round(y1), Round(x2), Round(y2));
Line(Round(x2), Round(y2), Round(x3), Round(y3));
Line(Round(x3), Round(y3), Round(x1), Round(y1));
end;
procedure draw(x1, y1, x2, y2, x3, y3: Real; n: Integer);
var
x1n, y1n, x2n, y2n, x3n, y3n : Real;
begin
if n > 0 then
begin
x1n := (x1 + x2) / 2;
y1n := (y1 + y2) / 2;
x2n := (x2 + x3) / 2;
y2n := (y2 + y3) / 2;
x3n := (x3 + x1) / 2;
y3n := (y3 + y1) / 2;
tr(x1n, y1n, x2n, y2n, x3n, y3n);
draw(x1, y1, x1n, y1n, x3n, y3n, n - 1);
draw(x2, y2, x1n, y1n, x2n, y2n, n - 1);
draw(x3, y3, x2n, y2n, x3n, y3n, n - 1);
end;
end;
begin
gd := Detect;
InitGraph(gd, gm, '');
tr(320,10,600,470,40,470);
draw(320,10,600,470,40,470,iter);{}
ReadKey;
CloseGraph;
end.
IFS-алгоритм построения
Треугольник Серпинского также легко можно построить с помощью трех IFS-преобразований. Эти преобразования имеют вид:
Программа для построения треугольника Серпинского этим методом на языке Pascal приведена ниже.
program FracSierp;
uses CRT, Graph;
var
gd, gm : Integer;
procedure draw;
const iter = 50000;
var
t, x, y, p : Real;
k : LongInt;
mx, my, rad : Integer;
begin
mx := 320;
my := 479;
rad := my;
Randomize;
x := 0.0;
y := 0.0;
for k := 1 to iter do
begin
p := Random;
t := x;
if p >= 1/3 then
begin
x := 0.50 * x + 0.00 * y + 0.0;
y := 0.00 * t + 0.50 * y + 0.5;
end
else
if p >= 2/3 then
begin
x := 0.50 * x + 0.00 * y - 0.25;
y := 0.00 * t + 0.50 * y + 0.0;
end
else
begin
x := 0.50 * x + 0.00 * y + 0.25;
y := 0.00 * t + 0.50 * y + 0.0;
end;
PutPixel(mx + Round(rad * x), my - Round(rad * y), 2);
end;
end;
begin
gd := Detect;
InitGraph(gd,gm,'');
draw;
ReadKey;
CloseGraph;
end.
program Sierp10;
uses CRT, Graph;
var
gd, gm: Integer;
l, x, y: Real;
begin
gd:=Detect;
InitGraph(gd, gm, 'c:\bp\bgi');
x:=0; y:=0;
Randomize;
while not Keypressed do
begin
l := 2/3*pi*random(3);
x := x/2+cos(l);
y := y/2+sin(l);
PutPixel(320 + Round(x*130), 240 + Round(y*130), 14);
end;
Readkey;
CloseGraph;
end.
- Лекция Фрактальная графика.
- 1. Понятие о фракталах.
- 2. Определение фракталов. Классификация фракталов.
- 3. Системы итерируемых функций.
- 4. Геометрические фракталы.
- 4.1. Снежинка Коха
- Вариации на тему кривой Коха
- 4.2. Треугольник Серпинского
- Построение треугольника Серпинского с помощью рекурсии
- 4.3. Драконова ломаная
- 5. Алгебраические фракталы
- 5.1. Множество Мандельброта.
- 5.2.Множество Жюлиа
- 5.3. Фрактал Ньютона
- 7. Фракталы в природе (frakt-lecture.Pdf)