3.1 Организационная структура науки
В условиях рыночной экономики происходит коренная перестройка науки, связанная с созданием конкурентоспособной продукции, превращением науки в ведущую силу материального производства. Необходимость научного подхода в производстве товаров, экономике и политике, среде управления и системе образования заставляет науку развиваться более быстрыми темпами, чем любую другую область деятельности.
Совет Министров Республики Беларусь, являясь высшим органом управления в стране, осуществляет общее руководство научными исследованиями, обеспечивает единую политику в области науки и техники, организует разработку прогнозов, определяет основные направления и программы работ по решению важнейших научных и научно-технических проблем, принимает меры по повышению эффективности научных исследований и использованию их на производстве.
Непосредственное руководство научными исследованиями в стране осуществляет специальный орган управления – Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ).
ГКНТ является республиканским органом управления, который проводит государственную политику, осуществляет регулирование и руководство в области науки, технологий и информатизации. Главными задачами ГКНТ являются:
разработка и реализация государственной политики в области науки, технологии и информатизации;
координация деятельности министерств и иных республиканских органов управления, объединений, организаций и заведений в области научной, научно-технической, инновационной деятельности и информатизации, а также международного сотрудничества в этих направлениях;
проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;
обеспечение контроля исполнения законодательства Республики Беларусь по вопросам науки и технологий, а также использования государственных средств, выделяемых на финансирование науки;
организационно-экономическое регулирование науки и техники;
совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования.
Высшим научным учреждением Республики Беларусь является Национальная Академия наук, осуществляющая фундаментальные научные разработки в области общественных и естественных наук и координирующая такие исследования во всех научных учреждениях и высших учебных заведениях страны.
В составе Академии, основанной в 1929 году, по состоянию на 2002 год насчитывалось 54 научные организации, 9 самостоятельных хозрасчетных конструкторских бюро и опытных производств, 180 самостоятельных инновационных предприятий.
Руководство работой Академии осуществляет президент и выбранный коллективный орган – президиум. Научно-методическое руководство своими учреждениями Академия проводит через шесть отделений:
физики, математики и информатики;
физико-технических наук;
химических наук и наук о Земле;
биологических наук;
медицинско-биологических наук;
гуманитарных наук и искусств.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы